Что произошло между Эдгаром Дега и его 14-летней моделью Мари Ван Гетем?
«Почему вы говорите, что де Гасу не может быть трудно?», - писал Винсент Ван Гог своему другу, художнику Эмилю Бернару, в 1888 г. «Де Гас живет, как маленький клерк, и не любит женщин, зная, что если бы он любил и часто их трахал, он стал бы невменяемым и разучился рисовать».
Это он о Дега, который классно рисовал балерин в моменты между их позициями и пируэтами, в отдыхе и растяжках, на полотнах, которые сегодня висят в Мет в Нью-Йорке, Музее Орсе в Париже, Национальной галерее в Лондоне и т.д.
Знаете ли вы, что Дега был женоненавистником? Об этом пишут иногда, но как-то нехотя, оставляя образ замечательного художника в розово-белом ореоле цвета балетных пачек.
Он был женоненавистником и сторонником безбрачия, и видел женщин как "человеческих животных, самок вида", - пишет Камиль Лорен в «Маленькой танцовщице 14 лет».
Сегодня одна из самых острых дискуссий - поведение старых мужчин-художников с девушками.
Они часто вращаются вокруг сексуальности и согласия: злоупотреблял ли художник своей властью в процессе созидания, занимался ли он сексом, который навязывал, вынуждая девушек подчиниться, а затем использовал свою творческую незаурядность в качестве щита, чтобы защитить себя.
Статуя Дега «Маленькая танцовщица, 14 лет» представляет несколько иную идею динамики между художником и моделью, хотя - нет, это же самое, вид сбоку.
Тот же гендерный дисбаланс власти.
Маловероятно, что Дега изнасиловал 14-летнюю ван Гетем, потому что Дега придерживался безбрачия, и его воздержание коренилось в отвращении к женщине.
Но он все равно сыграл свою отвратительную роль в разрушении жизни девочки, чей печальный образ в первую очередь помог ему добиться известности.
Мы почти никогда не знаем, что происходит между художниками и их моделями в уединении студии, но некоторые художники-мужчины легко догадывались.
«Как она была прекрасна, обнаженная в постели», - рассказывает романтик Делакруа об одной 15-летней натурщице.
Но оскорбление Дега выглядело иначе. Его работы порождались ненавистью к женщинам. В юности Дега заразился венерическим заболеванием в каком-то борделе. Став взрослым, он возненавидел женщин.
Он попал под влияние отца критика, абсолютного шовиниста, который воплощал основы токсической маскулинности.
Со временем нарисованные в Парижской опере оды приобрели розовый оттенок ностальгии, вся эта тюль и ленточки, все воздушные пачки и нереальный свет софитов скрывали мрачное отношение.
Его балерины украшают кофейные кружки и висят в комнатах общежитий, столь же любимые, как «Водяные лилии» Клода Моне. В музеях девушки принимают позы танцовщиц для милых фотосессий.
Но когда Дега рисовал балерин, он не видел в них ни подающего надежды таланта, ни очаровательной наивности. Он видел «маленьких крыс».
Девочки, которые стали балеринами - от 8 лет - работали 10 - 12 часов в день в разрушительных условиях. (Одна умерла - ее пачка загорелась во время репетиции.)
По достижению «половой зрелости» в 13 лет девушкам часто платили за секс с мужчинами, ожидающими своего часа в опере.
Девочки получали прозвище «крыс», потому что животные, как тогда думали, передавали сифилис.
Для Дега тот факт, что юные танцовщицы занимались сексом со стариками, воспринимается не как оскорбление со стороны последних, а как грех со стороны первых. Эта мысль вызывала как ужас, так и восхищение: «Я запер свое сердце в розовой атласной туфле».
Презрение Дега ко всем женщинам - и к балеринам в частности - выражено в самой «Маленькой танцовщице», чьи скульптурные особенности были изменены, чтобы подчеркнуть моральное вырождение ван Гетем.
Дега подписался на физиогномику, которая предполагает, что преступное поведение передается генетически и, таким образом, проявляется в физических особенностях.
И вот он сплющил череп ван Гетем и вытянул подбородок, чтобы она выглядела особенно «примитивно», визуально отражая внутреннее состояние девочки.
Изготовленная из пигментированного пчелиного воска, глиняной и металлической арматуры, одетая в настоящую одежду и тапочки, скульптура изначально была высмеяна за то, что напоминала обычную восковую куклу.
Неприкрашенное безобразие, созданное Дега, стало шоком для всего мира искусства 19-го века.
Но оскорбления, которые он перенес, были добрыми по сравнению с теми, которые получила сама девочка, один искусствовед назвал ее «болезненной, с сероватым лицом - старым и обрюзгшим раньше времени».
Прошли годы, и «Маленькая танцовщица» Дега была в итоге канонизирована как переломный момент в эволюции искусства к современности.
Это было, как позже написал один критик, «таким оригинальным, таким бесстрашным ... по-настоящему современным».
Конечно, Мари не воспользовалась преимуществами этого художественного триумфа.
Просматривая бухгалтерские книги Парижской оперы, искусствовед Лорен обнаружила, что в 1882 году, через год после завершения скульптуры Дега, ей постепенно понижали зарплату и в итоге уволили.
После этого момента нет никаких следов ее жизни - никаких записей о браке, деторождении, аресте или смерти. «Мари исчезла без следа», - пишет Лорен. «Маленькая танцовщица улетела. Ее смертные останки, скорее всего, лежат не в гробнице, а в братской могиле».
«Если бы Эдгар Дега не выбрал Мари в качестве своей модели для Маленькой танцовщицы, она, вероятно, осталась бы в Парижской опере. ..., она бы избежала спуска в ад, признаки которого слишком ясны».
По Присцилле Фрэнк, и книге Камиль Лорен «Маленькая танцовщица в возрасте четырнадцати лет».
И все-таки, любите Дега.
Любите его драматичных балерин, усталых от танцев или свежих в один краткий миг, пойманный большим художником. Не отворачивайтесь. Напротив, смотрите глубже в саму работу. Соблазнительно, конечно, представлять людей гениями или монстрам.
Но история искусства не так проста.