Для многих «советская мода» читается как оксюморон. Просто невозможно представить себе, что финансирование ателье мод было в списке дел Сталина, но все же - оно там было, и это совершенно экстравагантно.
«Эклектичные манекены вращались медленно, демонстрируя довольно изумительную одежду, - писала Эльза Скиапарелли, - и, по крайней мере, эта одежда сбивала меня с толку».
Эльзу восхищали меховые складки и «оргия из шифона» (ее слова, а не мои). Россия была в железным кулаке, одежда была проста и без излишеств, так почему же она буквально цеплялась за такие творческие темы?
Сталин-диктатор, но он хотел создать отчетливый образ советской женщины. Она была ясным ребенком-образом с плаката для СССР; но для мирового сообщества она должна была выглядеть даже лучше, чем просто хорошо. Она должна была выглядеть современно, именно поэтому он основал свой собственный дом моды в 1935 году: Дом моделей.
К 1930-м годам в сталинской России на бумаге легкая промышленность процветала.
Но что было не бумаге, а в реальной жизни: политика способствовала праву голоса женщин, репродуктивным правам и расширению возможностей женщин на рабочем месте.
Еще в 1917 году «День трудящихся женщин» был объявлен национальным праздником, который даже ООН не признавала аж до 1975 года. По мнению мирового сообщества работающим женщинам незачем предоставлять какие-то там праздники. Так что в вопросе равноправия СССР лидировал.
Коллекция советского дизайнера Славы Зайцева, сфотографированная журналом LIFE, 1963
Но это не касалось моды и образа советской женщины. Она еще в 1980-х годах воспринималась как тетка в платочке, не задумывающаяся о моде.
А слова «советская мода» вспомнились так:
Click to view
По правде говоря, советская мода была во многом вдохновлена тоном первого официального женского журнала в СССР «Работница». Журнал кричал: «Знаете что? Женщина может водить трактор так же хорошо, как варить картошку».
Если Работница представляла какую-то моду, это была практичная мода. Сапоги, длинные юбки и платья были в порядке вещей, и шарфы, чтобы завязывать волосы, желательно в старом добром оттенке коммунистического красного.
Любовь Попова, Дизайн для витрины, 1924
Но не могло приниматься всеми слоями населения. И тогда появились такие женщины, как Варвара Степанова и Любовь Попова, чья работа в моде, в тени, была проявлением таланта и незаурядности.
Варвара Степанова Степанова в одежде собственного дизайна, 1923.
Варвара Фёдоровна Степанова - советская художница-авангардистка, представительница конструктивизма, дизайнер и поэт, жена и соратница Александра Родченко. Также работала и выставлялась под псевдонимом Варст.
Дизайны Степановой воссозданы в 1980-х годах
Платья Степановой, воссозданные в 1980-х годах
Функциональность, размытие гендерных линий и однако, классовые различия присутствовали в ее коллекциях.
Ведь не пойдет доярка в таком платье на работу!
Но народ состоял из разных прослоек, и не всех радовало однообразие: ничего не попишешь - люди всегда стремятся к чему-то яркому, смелому - чему-то другому - и было решено не игнорировать это.
Шикарные образцы, с традиционными русскими элементами (цветочные узоры, кисточки), они начали циркулировать в 1920-х годах и приветсвовались горожанами.
Группа нарядно одетой номенклатуры и творческой интеллигенции советов.
Модель Гислен де Буассон в костюме Эльзы Скиапарелли
Возможно, именно поэтому Сталин пустил в страну мощное оружие для Дома Моделей: это была Эльза Скиапарелли, итальянский дизайнер, которая помогала Коко Шанель за свои деньги в ультрасовременной моде.
Скиапарелли прославилась своим неистовым оттенком «шокирующий розовый» и смелыми силуэтами. Ее эстетика была ослепительной, роскошной и восхитительно непрактичной - полярная противоположность сталинского видения России. Она прилетела в Москву в 1935 году по приглашению.
И вот…. Скиаппарелли собиралась одеть советскую женщину.
1954 год, дизайн одежды в Доме Моделей.
Коммунистическое государство пригласило Эльзу Скиаппарелли разработать подходящую рабочую одежду для трудолюбивых женщин Советской России.
Ее проекты были явно более трезвыми, и немногие из них добрались до производства - что в значительной степени и было с большинством проектов, созданных Домом Моделей. Они редко соответствовали представлениям номенклатуры.
Капсульная коллекция, разработанная Скиапарелли, вряд ли пошла на модный риск (она состояла из красного пальто, черного платья и маленькой беретоподобной шляпы).
Но правительство заявило, что большие карманы поощряют карманные кражи, и коллекции дали отбой.
Главный портной Скиапарелли подшивает пиджак, похожий на тот, который был создан для Сталина в 1938 году.
Однако, начало было положено, и в ближайшие десятилетия в Восточной Европе и СССР будет расти число талантливых дизайнеров.
Слава Зайцев, которого сравнивали с величайшими талантами Франции, а его на самом деле называли «Красный Диор», будет назначен креативным директором Дома Моделей.
Модели Славы Зайцева (1975)
Закон того времени запрещал ему продавать свою одежду за пределами СССР и Чехословакии, но сегодня он считается самым легендарным дизайнером России.
Именно Коко Шанель вышла тогда на первое место в СССР. Она никогда не делала одежду для Дома Моделей, но ее дизайны беззастенчиво грабили - ведь они были самыми реалистичными моделями для советского производства. Особенно после Второй мировой войны, когда женщинам стало легче находить наворованные западные узоры для вязания в советских модных журналах. Они подражая им от души.
В конце концов, даже Диор был допущен в Россию в 1959 году, и впервые в истории привез свои коллекции. Показ мод проходил в Доме культуры для важных членов Коммунистической партии и советской элиты (о, ирония судьбы).
О мода! Ее индустрия, какой бы поверхностной она ни казалась, обладала замечательной силой пересекать даже железный занавес.