Подпольное гей-искусство начала 20-го века: «Молодые и злые»

Apr 12, 2019 15:18




Большинство людей незнакомо с художниками Полом Кадмом, Джаредом Френчем и Павлом Челищевым - или с их непристойно причудливыми картинами, сделанными между 1933 и 1950 годами. Эти работы редко выставляют, либо потому, что считают дурным тоном (часто это полный китч), либо считают слишком графически гомосексуальными для публики. Может быть, так и было, по крайней мере раньше.
Но тем не менее, они талантливые художники, чье творчество невозможно выдернуть из мировой ткани истории искусства. Это творчество - в равных частях непристойный, истерически смешной, эротичный, жестокий, основанный на фантазиях, смелый и замечательный отчет о тайных жизнях.




А сегодня в Нью-Йорке выставка, посвященная тайному, скрытому, практически подпольному во времена созидания гей-искусству. И да, не стоит забывать, что тогда гомосексуализм был уголовно наказуемым. И художники писали, скрывая свои увлечения. Многие знали друг друга близко. Некоторые были любовниками; другие были женаты друг на друге; некоторые были в «бородатых» браках (принято в высшем обществе и богемной среде); другие были в постоянных поисках.



В художественном поколении позже, когда гомосексуализм был окончательно декриминализован в 1960-х, даже Уорхол не был таким открытым, как многие из этих художников. (Когда полиция вошла на Фабрику Уорхола через 15 минут после его клинической смерти в 1968 г, когда в него стреляла Валери Соланас, они высмеивали гомосексуализм, который увидели в разбросанных работах).


Давидоподобный мальчик, белокурый бог-лев, погруженный в свои мысли, наблюдательный, заряженный физическим потенциалом. Светловолосый мальчик, томно сложивший губы.

Картина может быть написана в 2019 году (волосы на теле такие же и в наши дни), но «Мальчик-Лев» Павла Челищева на самом деле датируется концом 1930-х годов.

Работа символизирует яркую подпольную гей-художественную культуру Нью-Йорка того времени.

Павел Челищев

Он родился в 1898 г в аристократической и богатой семье. В детстве его окружали няньки и гувернантки, в семье говорили по-французски, по-немецки и по-английски.
С приходом революции все имущество семьи конфисковали. Они с трудом, передвигаясь вместе с Белой Армией, добралась до Киева.

Там Павел, работая бок о бок с Малевичем и Эль-Лисицким, познакомился с идеями конструктивизма и абстракционизма, которые, впрочем, просто не принял. Спасаясь от Красной Армии, Челищев бежал в Одессу, затем через Константинополь и Софию пробрался в Берлин, а оттуда переехал в Париж.

В Париже рождается Челищев-живописец.

Но до этого, еще на родине, его ранние работы показали Константину Коровину, лаконично сказавшему: «Мне нечему его учить. Он уже художник».

Судьба его и творческая жизнь интересна и подробно описана кроме одного: Челищев был гей. Об этом абсолютное большинство биографов и критиков стыдливо умалчивали вплоть до последнего времени, а как же - художник знаменитый, любимый многими.

Просто писали, что у Челищева не было ни семьи, ни детей. Но если вы посмотрите на некоторые его картины внимательнее, вы это поймете.



Вот, посмотрите на эту: Эдалжи Диншо (1916-1970).
Диншо, сын владельца ведущей индийской компании по производству цемента. Фигура молодого индийца Эдалжи Диншо напоминает отдыхающего фавна с огромными светящимися глазами, а горы на заднем плане «припали» к земле как затаившийся леопард.
Картина была выставлена в доме Диншо, где висела над камином, неизбежно привлекая внимание и вызывая приступы благоговейного молчания у гостей.







Пол Кадмус



Пол Кадмус, «Моряки на берегу» , 1933 год.

В «Моряках на берегу» Кадмуса 1933 года мы видим трансвеститов в платьях и мужских туфлях, танцующих в Риверсайд-парке с мускулистыми моряками; и красивого военнослужащего, он обнимает женщину, одетую как мужчина, или женоподобного мужчину. Такая свобода, непристойность, радость и почти диснеевская невинность, и сумасшествие.



Пол Кадмус, резня в Херрине, 1940. Музей искусств Колумбуса,

Эта захватывающая картина - атлас американского насилия, светского фундаментализма, сумасшедших толп, казней, мученичества, скудного духа - нарисована с явным чувственным вниманием к мужскому телу.

Вот такой меж-военный неореалистически-романтический круг сложился тогда  вокруг художников Джареда Френча: его возлюбленный Пол Кадмус , его жена Маргарет Хенинг Френч (в совокупности известная как PaJaMa), сестра Кадма Фидельма, которая была замужем за Кирстейном - Бернард Перлин , Павел Челищев и другие.

живопись

Previous post Next post
Up