Очень интересная, сильная художница с драматической судьбой. Драма для художника не обязательно в нищете и голоде. Киселева не была нищей, но ее нельзя назвать счастливой. Ее женская роль помешала ее карьере.
Вот очень кратко:
Родилась в Воронеже. В 1898 году поступила в Императорскую Академию художеств. С 1900 занималась в мастерской Репина. В 1903 году Репин поручает Елене и еще одной своей талантливой ученице, Евгении Малешевской, работу над серией диорамой к 200-летнему юбилею Санкт-Петербурга. В этом же году художница впервые едет в Париж. По приезду она не находит поддержки у преподавателей. Тогда Елена берет академический отпуск и опять уезжает в Париж, где поступает в школу Эжена Каррьера.
В 1907 Е.А.Киселева заканчивает Академию и становится первой женщиной-художником, которой официально был предоставлено пенсионерство для обучения за границей.
Автопортрет, 1910
В 1909 году на Весенней выставке в Академии художеств портрет "Дома", где Киселева изобразила себя в интерьере своего парижского ателье, был удостоен премии имени А. И. Куинджи.
После Октябрьской революции 3 года жила в Одессе, там родился сын Арсений. А потом, в 1920 г, они бежали в Королевство СХС, где её новый муж получил работу в Белградском университете.
В 1926 году они получили югославское подданство. В России остались родители, брат, которых она никогда больше не видела. Правда, переписывалась. Через родителей она передала «Марусю» России.
Семья была обеспеченной, жили в собственном особняке.
Портрет сына. 1927
"С переменами в жизни Елена Андреевна по собственному ее признанию "давно перестала быть художницей и думать о себе как о таковой".
Репин, обеспокоенный творческой судьбой одной из лучших своих учениц, стараясь поддержать ее, писал: "А Вы, неужели бросили живопись? Вот не верю. Вы слишком огромный талант, чтобы бросить. Еще обрадуете, надеюсь".
На это Елена Андреевна отвечала с тоскливым чувством: "Писать - счастье, наслаждение, а о каком наслаждении можем мы теперь думать".
В новой для нее художественной среде Киселева не встретила себе должной оценки. "Со стороны сербских художников замечена не была - здесь направление очень новаторское, а наша старая манера слабо ценится".
В своих воспоминаниях Елена Киселева писала: «Мой муж был слишком большим ученым, совершенно поглощенным своей наукой и своими работами, он не мог помогать мне в ведении хозяйства и в воспитании сына. Все было на мне. У нас много людей, бывало, жили, что называется, „открыто“, но никто не интересовался художницей Киселевой».
Киселева потеряла сына и это стало концом ее творчеста: находясь на оккупированной немцами территории, Арсений вместе с женой в 1942 году попал в концлагерь. Там его здоровье подорвалось и 2 года спустя, после их возвращения в 1944 году, Арсений тяжело болел и вскоре скончался.
«Портрет сына на смертном одре» - последняя работа Елены Киселевой. Она держала рисунок у себя в комнате; по завещанию художницы, его сожгли после ее кончины, во время кремации.
Ведущую роль в изучении творческого наследия Киселевой сыграла Маргарита Ивановна Лунева. Ее исследования и переписка с художницей позволили уточнить историю создания целого ряда произведений, а ее публикации до сих пор остаются наиболее исчерпывающим источником в изучении творчества Елены Киселевой.
Прекрасные дамы
1927
Портрет брата. Этюд 1890-е
Одна из немногих работ Елены Киселевой, совмещающей портретный и анималистический жанры - портрет первого мужа художницы, Николая Перевертанного-Чёрного.
Семейная жизнь у них не сложилась, однако после развода бывшие супруги поддерживали дружеские отношения. А вот что Корней Чуковский, сосед Перевертанных по даче в Куоккале, писал о первом муже Киселевой: «Окончил Петербургский университет вместе с Блоком. Юрист. Красавец, с удивительным пробором.
Раньше, чем познакомиться с ним, я знал его лицо по портрету его жены, известной и талантливой художницы.
Там он изображен с двумя породистыми французскими бульдогами - и имел вид норвежского посла или английского романиста. Чувствовалась культура, «порода» …"
Невесты. Троицын день
Маруся. одна из ее лучших картин.
Художница ушла из жизни в возрасте 95 лет.