Тем не менее, для тех, у кого в 1960-х и 70-х годах был телевизор, сюрреалист стал одним из основных рекламистов небольшого экрана, на котором он делился своим изумительным, хорошо отрепетированным волнением от шоколада и авиакомпаний, и лекарств от расстройства желудка.
Естественно, критики и креативщики это потеряли. Ну, как-то не замечают.)) Дали, заявили они, наконец-то достиг своего переломного момента.
Сегодня, спустя 30 лет после его смерти, пыль от молотка осела, и возникает вопрос: что делать с наследием Дали, которое все предпочли бы забыть?
Попробуем восстанавить его рекламную и коммерческую карьеру, чтобы увидеть, как он попал на уровень Алка-зельтерской меркантильности ...
Художникам не привыкать к коммерческой работе, как в качестве стартовой площадки, так и в качестве побочного заработка в течение всей карьеры. Энди Уорхол был великий дизайнер обуви до его Фабрики, Муха рисовал рекламы напитков, и Тони Дюкетт создавал умопомрачительные витрины.
Когда Дали жил в Америке с 1939 по 1948 год, он работал со многими рекламными компаниями: чулочно-носочные изделия Брайана, Johnson Paint, парфюмерии и ювелирными украшениями - он даже сделал несколько довольно красивых рекламных объявлений для французской железнодорожной компании SNCF.
Затем он заглянул в Голливуд, разработав эпизод для «Зачарованного» Хитчкока (1945), а затем, в 1970-х получил роль в эпопее Ходоровского - в злополучной адаптации «Дюны» - величайшего фильма, который так и не был снят.
Ходоровски вбил себе в голову, что безумного (в киноверсии) падишаха-императора Шаддама IV должен сыграть Сальвадор Дали.
Они встретились опять-таки случайно: режиссёр остановился в нью-йоркском отеле «Сент-Реджис» и узнал, что великий сюрреалист живёт тут же.
Ходоровски послал Дали записку на странице, вырванной из книги про Таро, с изображением карты «Повешенный». Чуть погодя, уже в Париже, Дали сообщил, что даст Ходоровскому аудиенцию. Он решил испытать режиссёра, как испытывали учеников дзэн-буддистские наставники. «Мы с Пикассо, - сказал он ни с того ни с сего, - всегда находили на пляже, в песке, часы…» Ходоровски моментально выдал: «А я их постоянно терял!» Дали был удовлетворён ответом. «Я жду вас в Барселоне», - сказал он, и аудиенция была окончена.
Ни Ходоровки, ни Дали не читали «Дюну», зато эту книгу читала его таинственная транссексуальная муза Аманда Лир.
Она посоветовала художнику согласиться. У Сальвадора были принципы: он хотел стать самым высокооплачиваемым актёром Голливуда и вторгался в творческое пространство «Дюны» по любому поводу (так в сценарии появилась сцена с горящим жирафом).
Ходоровски предложил Дали безумный гонорар - 100 тысяч долларов за минуту, решив про себя, что императора во плоти покажет минуты на две-три, а в остальное время Дали будет заменять муляж. В 2013 году был снят документальный фильм, рассказывающий историю незаконченного шедевра с середины 1970-х годов.
Независимо от того, имеете ли вы малейший интерес к культуре научной фантастики, этот документальный фильм стоит посмотреть.
Как гласит легенда, однажды вечером Дали встретил Уолта Диснея на вечеринке, который сказал ему, что, по его мнению, он станет идеальным партнером для короткометражного фильма в духе «Фэнтези».
Проект не был реализован до 2003 года, когда Дисней выпустил 6-минутный фильм, основанный на их концептуальной работе с парижской командой аниматоров и режиссером Домиником Монфери. Ниже - короткометражный фильм Диснея 2003 года:
Click to view
В 1969 году Дали отвечал за один из самых успешных коммерческих логотипов за всю историю, когда он переделал дизайн знаменитого Чупа Чупса, настаивая на том, чтобы логотип Чупа Чупс был размещен сверху (а не сбоку) на палочке.
Коллекция купальников (1965)
Коллекция Nightmare Swimwear была разработана Винтером и Дали, и это не столько купальники, сколько надувные аксессуары. Хотя готовые изделия в конечном итоге не были коммерчески доступны, они получили много внимания, и, согласно некоторым источникам, были сделаны в собственном бассейне Дали.
«С 1960-х годов все знали, что Дали нужно почти полмиллиона долларов в месяц для финансирования своего роскошного образа жизни», - объяснил журналист Стэн Лориссенс в 2009 году: «Он жил как мини-махараджа». Этот образ жизни нуждался в финансировании. и реклама была решением. Как видите, он был занимался всем, от продажи шоколадных батончиков до антацидов ... Он был умным бизнесменом, любил богатство, и очень жадным к доллару.
Конечно, не очень богемно иметь полмиллиона долларов в месяц. Но скажите, что в этом факте такого, чему мир современного искусства не потворствует сегодня (Привет, Джефф Кунс, Брайан Доннелли, и все художественные ярмарки)?.
У Дали было раздутое эго и непомерная жадность. «Провозгласив себя гением, когда ему было двадцать с лишним лет, и продолжал продвигать эту идею с таким неослабным убеждением, что эгоист в конечном итоге затмил художника. К тому времени, когда он умер в 1989 году, оставив сотни подписанных листов бумаги, чтобы создать поддельную индустрию Дали, многие в мире искусства выступили против него».