Оказывается, что искусство всегда поставляло визуальный материал для пропаганды господствующей в их время идеологии, вы об этом знаете? И зародилась эта тенденция не вчера. Художники во веки веков создают мощные образы, которые замечательно иллюстрируют идеи политиков, ну..., или церковников. Так было и в древности. Вот средневековые монстры - это не просто странные бестселлеры, не только фантастические единороги (хотя их много); или гобелен 1440 года с волосатыми «дикими людьми», сражающимися с маврами - это еще те самые востребованные идеологией образы.
Когда кому-то не хватает человечности, мы говорим, что он монстр, и всем понятно, что человек потерял право назваться человеком.
Выставка в музее Моргана в Нью-Йорке прекрасно это демонстрирует.
Вот что пишут в каталоге:
Чудовищные образы часто ассоциировались с членами социально неблагополучных групп; такая стратегия рационализировала репрессии и даже могла быть использована для подстрекательства к насилию», - пишут кураторы Аса Саймон Митман и Шерри Линдквист.
«Помимо мифических фигур в европейской христианской культуре, были также демонизированы целые народы.
Евреи и мусульмане, которых христиане считали грешными за то, что они отрицали Христа, рисовались чудовищами с преувеличенными или анималистическими чертами и бесплодными телами».
Монстры очаровали воображение средневековых мужчин и женщин так же, как они продолжают очаровывать нас сегодня. Есть даже невидимые монстры внутри тела, их обвиняли в психических заболеваниях; австрийская рукопись 1476-99 гг. показывает черного демона, выходящего из одержимого человека в процессе экзорцизма, а на заднем плане монах засунул руку в огонь, чтобы противостоять похоти, вызванной демоном.
И да, монстры усиливают ауру тех, кто у власти, будь они правителями, рыцарями или святыми.
А всякие «Чудеса» - это группа странных красавиц и страшных аномалий, населявших средневековый мир. Фантастические существа должны были вдохновлять на ожидания чуда и вызывать чувство страха.
Одна из самых ярких иллюстраций - крылатая сирена, иллюстрация 1510 года.
Она победоносно шагает птичьими ногами, топча массу тонущих людей, и на арфе играет свою роковую песню. Стихотворение предупреждает мужчин, чтобы они не верили в прелесть женщины, которые заманивают сильный пол своей внешностью, скрывая страшные когти.
Корень мандрагоры - кричит человеческим голосом, когда его выдергивают из земли.
Слово «монстр» связывался средневековыми учеными с латинским монстром - «показать» - и monere - «предупреждать».
Было
использовано