В Испании Франсиско де Сурбаран один из самых знаменитых художников золотого века.
За пределами своей родины он остается практически неизвестным. Но он прекрасен. Современник Диего Веласкеса, Сурбаран работал прежде всего в монашеских учреждениях Севильи.
Его шедевры характеризуется яркими светло-темными контрастами и слегка рудиментарным стилем живописи. Его работы резонируют с современностью.
Его стиль отличается немного неудобным качеством, которое привлекательно для нынешнего зрителя. Он никогда полностью не осваивал анатомию человеческой фигуры или перспективы.
«Он был художником, который очень настроен на светло-темные контрасты, у него был тип письма образной манеры Караваджо, и присутствует очень сильное чувство скульптурного иллюзионизма в его картинах ...».
Франциско де Сурбаран (1598-1664) родился в пригороде Севильи. С 1614 года он учился в мастерской известного живописца Педро де Вильянуэвы, автора многочисленных религиозных композиций. Через три года Сурбаран стал уже самостоятельным мастером и начал выполнять заказы церквей и монастырей. Художник не любил больших городов, и даже Севилья казалась ему слишком шумной. Он предпочитал работать в окрестных монастырях. Однако, когда в 1629 году муниципалитет Севильи предложил Сурбарану перебраться в город и основать там свою мастерскую, художник изменил своим пристрастиям, но и обосновавшись в Севилье, он предпочитал выполнять заказы монастырей.
В 50-х годах XVII века Сурбаран уже не пользуется тем успехом, который сопровождал его на протяжении всей жизни, его работы стали казаться современникам архаичными.
В 1658 году художник переезжает в Мадрид, где и умирает в безвестности.
13 прекрасных работ были созданы в Севилье между 1640 и 1644 годами и они должны были быть отправлены в Латинскую Америку в качестве католической пропаганды для испанских миссионеров, хотя они так и не доехали до места назначения. Ничего не было известно о местонахождении работ, пока они не появились на аукционе в Лондоне в 1720-х годах.
И появилось несколько ярких легенд, одна о том, что они были захвачены британскими пиратами и привезены в Англию, но уже известно, что это только легенда. Ну, так, по крайней мере считается.
В Лондоне все 13 купил еврейский купец, который владел ими до своей смерти в 1756 году, потом их купил на аукционе епископ Даремский, Ричард Тревор, Он переделал Длинную столовую в замке специально для публичной демонстрации шедевров, заявив таким образом о необходимости социального, политического и религиозного согласия между христианами и евреями в Соединённом Королевстве.
Сегодня это самая обширная общественная коллекция работ Франсиско Субарана за пределами Испании.
Длинная столовая в Оклендском замке с картинами Франсиско де Сурбарана.
С помощью рентгена, ультрафиолета, пигментного анализа и других методов учёные впервые попытаются выяснить историю создания этих монументальных работ.
Они представляют собой потрясающий подвиг рассказов барокко: это как фильмы для того времени.
Все персонажи - каждая отдельная личность, уникально поставленная, костюмированная и аксессуарированная, возвышающаяся над ярким, туманным небом и низким горизонтом сильванских пейзажей - кажутся, примерно такими же старыми, как и в сорок девятой главе Книги Бытия. Там умирающий Иаков пророчествует в великолепных стихах о судьбах основателей двенадцати колен Израилевых.
Каким должен быть Иосиф?
Как предвидится Сурбаран, он должным образом магический, в фантастической одежде, украшенной мехом и золотом. Его лицо читается между блестящим синим шарфом и массивным красно-синим тюрбаном, который бросает тень на его глаза. Он еще молод, но уже зрел умом и опытом. Его выражение - настороженное - неизученное, - но он не выглядит таким: в нем есть затяжная сладость. Он человек необычайного разума и сердца, дисциплинированный опытом. Чтобы встретить его взгляд, нужно почувствовать его строгую справедливость и запас сострадания.
Рубен
Завулон
Ашер
Неффалим
Бенджамин
Дан
У Франсиско де Сурбарана значительное наследие, вот немного других картин
Святая Маргарита Антиохийская
Агнец божий
Святой Франциск в созерцании
Франсиско де Сурбаран. Аллегория милосердия. 1655
И еще раз столовая в Оклендском замке с картинами Франсиско де Сурбарана.