Наш славный и такой любимый соцреализм отличался серостью и однотипностью, ведь это было безопасно с идеологической точки зрения. Раз найденное клише повторялось бесчленное количество раз, а люди привыкали считать такое мерилом качества.
Где-то в 30 - 40-х годах стал вдруг востребован образ русского былинного воина, плавно переходящего в советского рабочего - ну, как бы продолжающего героические подвиги, только переместившиеся с поля битвы с упырями на поля битвы за урожай и выплавки стали, например, и прочими подвигами по выполнению планов пятилеток.
В 1944 году Александр Роу, уже снявший несколько сказок, пригласил актера Сергея Столярова на роль Никиты Кожемяки в картине «Кащей Бессмертный».
Вот тогда и появился идеал сначала русского, а потом советского молодого человека, которого олицетворял киноактер Столяров. О нем можно писать отдельно, очень интересная у него судьба. Он стал символом, а его герой из фильма «Цирк» принес с экрана в жизнь песню «Широка страна моя родная», по сути, второй гимн СССР.
Но интересно его невольное влияние на изо.
Мужественное, но доброе лицо пошло гулять по картинам и скульптурам художников. А что не так? Масса художников шкурой чувствовали, какой типаж одобряем и пройдет комиссии, они жаждали заработка, а в таком варианте и писать с натуры не надо, просто срисовывай с более известных работ.
И худсоветы безропотно принимали одну и ту же внешность в качестве «правильной» и она являлась народу бессчетное количество раз, не раздражая и не удивляя. Так на протяжении полувека на людей смотрело одно и то же лицо- и с бездарных плакатов, и с героических монументов, и с иллюстраций книг, заполнившее собой культурное пространство СССР.
Давайте посмотрим - от шедевров до унылой серости на пафосное и самое растиражированное лицо соцреализма.
Мухина Рабочий и колхозница 1937.
Вучетич Монумент в Трептов парке 1949.
Здесь био этого замечательного актера, очень интересная.