«Истина, выбирающаяся из колодца, вооружённая плетью для наказания человечества»
Или просто «Истина» - картина французского художника Жана-Леона Жерома, написанная им в 1896 году. На ней изображена обнаженная женщина, поднимающаяся из колодца, выглядящая разъяренной. Это не особенно известная картина, но она стала популярной в Интернете.
«Истина» у Джерома сердито смотрит на зрителя, и, что удивительно, совсем не застенчивая в своей наготе. Просто выглядит так, будто собирается и впрямь хорошенько поработать плетью. Теперь она символ феминистской реакции 19 века.
Аллегорические обнаженные люди предсказуемо популярные темы во всем западном искусстве. Они - тонко завуалированный повод для мужчин рисовать обнаженных девушек, часто пересказывая греческий миф или библейскую историю, где внезапно сваливается, ой, то есть, спадает платье с женщины.
Вы можете просто представить, как художники эпохи Возрождения прочесывали Библию, чтобы найти таких персонажей, как Сюзанна, привлекшая внимание развратных стариков во время купания, чтобы идеологически оправданно писать молодых, красивых и очень обнаженных женщин.
Было рискованным в те времена написать просто обнаженную без литературного подтекста, но, если эта женщина мифологическая фигура - или она представляла собой абстрактную концепцию Любви или Свободы, художник был в безопасности. «Истина» - один из таких персонажей, но версия Джерома заметно отличается от версий его современников.
Милтоном сказал: «девственная истина…, славная для взгляда». (Эта небольшая метафора была опубликована в тексте научной литературы о свободе слова).
Истина - обнаженная женщина, и Время - старушка с косой. Женские образы главенствующих смыслов, однако.
Картина приобрела силу на Tumblr, достигнув статуса мема. Ее популярность дань традициям: критики переосмысливают историческое искусство сквозь призму современной политики, а интернет-жители ремикшируют искусство высокого уровня в виде фэндома в шутке. В мире, где женские тела регулярно демонстрируются в рекламах, фильмах, постерах и селфи - всё для мужского потребления, «Истина» кажется успокаивающе мятежной.
Голая истина как символ женского гнева, и еще долго она будет царствовать.
Жан-Леон Жером
На заре рождения массовой культуры провинциал Жером пошёл навстречу новой публике Франции, став знаменитым у салонной аристократии, познакомив её со своими академическими портретами и мелодраматическими полотнами, с картинами о наполеоновских походах и жизни на арабских базарах, а также работами на мифологические и эротические темы.
Находясь на пике своей карьеры в искусстве, Жером был постоянным гостем императорской семьи и занимал должность профессора в Школе изящных искусств. Его студия была местом встречи художников, актёров и писателей, а сам он стал легендарным и уважаемым мастером, известным своим язвительным остроумием, пренебрежительным отношением к дисциплине, однако жёстко регламентированными методами преподавания и крайней враждебностью к импрессионизму
«Истина», по словам Поля Моро-Вотье, биографа Жерома, долгое время висела над кроватью художника как «благородная богиня, пользовавшаяся постоянным почитанием хозяина».
Когда Жером скончался, его нашли закоченевшим с поднятой вверх рукой и с обращённым к картине лицом, на котором застыл взгляд прощания с Истиной всей его жизни.
здесь подробная биография