Что сказал череп

Jul 26, 2017 22:55


«Суета сует - все суета!»



Многие знают, что череп - символ хрупкости бытия. Об этом уж очень любят упоминать священники, в принципе, загробное существование - краеугольный камень христианства. Но не только наши попы и пасторы морально давят на больную мозоль, еще в древнем Риме о быстротечности жизни вовсю об напоминали друг другу обыватели.
Тогда считалось, что, если будешь помнить о бренности, - станешь более благородным и великодушным.  Наивные))
Но принцип такой был - напоминать. Этим занимались художники и в эпоху зарождения натюрморта, то есть в XV-XVI веках. Только вот чудеса - они создавали шедевры. Наверно, душу вкладывали.

Центром развития жанра стал город Лейден в Нидерландах, один из центров кальвинизма, требовавшего от человека приверженности строгому моральному кодексу. Систему символов назвали Vanitas - от латинского «суета». Это отсылка к одной из самых философских книг Библии - Экклесиасту: «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует - все суета!» Ну вот. Художники - глашатаи идеологий, они несут миру все нужные властям идеи, они стараются достучаться до сознаний простых граждан.

Нужно напомнить людям что надо думать не тщете земной, а о духовном, значит, будем писать черепа. Со всей силой таланта, данного Богом.

В определенной степени Vanitas на натюрмортах - отображение морали тех времен; многие натюрморты являются еще и личной историей художника, который говорит о своих искушениях и страстях только визуальным языком и особым смысловым кодом. Первые знаменитые натюрморты можно понять, лишь зная язык символов, очевидный для человека средневековья.



Череп перекочевал в натюрморты из портретов, в которых был напоминанием о скоротечности человеческой жизни и опасности иллюзий могущества и славы. Зритель должен увидеть в черепе свой собственный портрет.
Вы видите там собственный портрет? Я - нет, воображения не хватает. Хоть смысл понятен.



Глобус - символ науки. Деньги и драгоценности означают тщеславие, высокомерие, самовлюбленность.
На полотне нет владельца сокровищ, а значит, он не смог унести их с собой в могилу. Эверт Кольер, «Vanitas»



Короны имеют схожее значение с оружием и доспехами, а также напоминают, что настоящая власть принадлежит лишь одному Богу. Иногда в натюрморте присутствует лист с нравоучительным изречением. Эверт Кольер, «Натюрморт с короной»



А вот интересно: Нож - фаллический символ и напоминание: ты уязвим, грешник.
Яблоки - понятно, да? Ева, змий и потерянный Рай; это значение имеют также груши, цитрусовые, помидоры, виноград, персики и вишни. Смоквы, вишни, сливы, опять же яблоки и персики символизируют страсть и сексуальные отношения. Лимон, особенно очищенный, означает, что порок привлекателен лишь на первый взгляд, а внутри всегда кислый и горький.
Также спелые фрукты обозначают богатство и достаток, а гнилые - символ старения и дряхлости. Питер Клас, «Натюрморт с крабом»



Медицинские инструменты… понятный символ и сегодня -  уязвимо наше тело перед болезнями. Питер Клас, «Vanitas»



Палитра и кисти - не случайны, не только ради красоты и армонии натюрморта. Это символы живописи. Питер Боел, «Большой Vanitas», фрагмент



Зеркала означают тщеславие и иллюзорность явлений. Песочные и механические часы - быстротечность времени. Питер Клас, «Vanitas со скрипкой и зеркальным шаром», фрагмент



Курительная трубка - ах, ах, это быстротечные и неуловимые земные наслаждения. Хармен Стенвик, «Натюрморт из скульптурного бюста, черепа, масляной лампы и других предметов на каменном выступе»



Мыльные пузыри - символ не легкомыслия и веселья, а скоротечности физического существования человека. Эверт Кольер, «Натюрморт с книгами, манускриптами и черепом»





Стекло - символ хрупкости, белый фарфор - чистоты. Бутылка - пьянство. Ступка и пестик символизируют мужское и женское начала, сексуальные контакты. Хармен Стенвик, «Ванитас», фрагмент



Значение цветов тоже различно. Опиумный мак - символ лености и пассивности; розы - любви, секса, тщеславия; тюльпаны - безответственности и неразумного обращения с подарками, дарованными Богом. Йоханнес Борман, «Vanitas с вазой с цветами и черепом»



Свечи и светильники - символ человеческой души. Гаснущие, они обозначают смерть - как и колпачок для гашения свечей. Симон Ренар де Сен-Андре, «Vanitas»

А дальше попробуйте сами найти символы в натюрмортах и определить их значение. Ну во, можно сказать, что концептуальное искусство не вчера родилось - это раз. А два - чтобы понять всю полноту заложенного смысла, надо включать анализ - совсем, как с сегодняшним искусством.



Винсен ван дер Винне. Натюрморт полон символов.



Но череп писали не только на натюрмортах. Есть огромное количество работ, в которых мастера использовали этот символ. Вот, например. Известный модернист, Густав Климт



В работе «Надежда II» кость (возле живота героини) олицетворяет опасность, преграждая дорогу к счастью. Удивительно, что автор, чьи работы полны золотых красок и светлых оттенков затрагивает подобные темы, однако мрачности средневековых картин в них нет.



Надежда II
В работе «Смерть и жизнь» фигура в расписном одеянии играет «саму себя».

натюрморт, живопись XV—XVI в, Климт

Previous post Next post
Up