«Суета сует - все суета!»
Многие знают, что череп - символ хрупкости бытия. Об этом уж очень любят упоминать священники, в принципе, загробное существование - краеугольный камень христианства. Но не только наши попы и пасторы морально давят на больную мозоль, еще в древнем Риме о быстротечности жизни вовсю об напоминали друг другу обыватели.
Тогда считалось, что, если будешь помнить о бренности, - станешь более благородным и великодушным. Наивные))
Но принцип такой был - напоминать. Этим занимались художники и в эпоху зарождения натюрморта, то есть в XV-XVI веках. Только вот чудеса - они создавали шедевры. Наверно, душу вкладывали.
Центром развития жанра стал город Лейден в Нидерландах, один из центров кальвинизма, требовавшего от человека приверженности строгому моральному кодексу. Систему символов назвали Vanitas - от латинского «суета». Это отсылка к одной из самых философских книг Библии - Экклесиасту: «Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует - все суета!» Ну вот. Художники - глашатаи идеологий, они несут миру все нужные властям идеи, они стараются достучаться до сознаний простых граждан.
Нужно напомнить людям что надо думать не тщете земной, а о духовном, значит, будем писать черепа. Со всей силой таланта, данного Богом.
В определенной степени Vanitas на натюрмортах - отображение морали тех времен; многие натюрморты являются еще и личной историей художника, который говорит о своих искушениях и страстях только визуальным языком и особым смысловым кодом. Первые знаменитые натюрморты можно понять, лишь зная язык символов, очевидный для человека средневековья.
Череп перекочевал в натюрморты из портретов, в которых был напоминанием о скоротечности человеческой жизни и опасности иллюзий могущества и славы. Зритель должен увидеть в черепе свой собственный портрет.
Вы видите там собственный портрет? Я - нет, воображения не хватает. Хоть смысл понятен.
Глобус - символ науки. Деньги и драгоценности означают тщеславие, высокомерие, самовлюбленность.
На полотне нет владельца сокровищ, а значит, он не смог унести их с собой в могилу. Эверт Кольер, «Vanitas»
Короны имеют схожее значение с оружием и доспехами, а также напоминают, что настоящая власть принадлежит лишь одному Богу. Иногда в натюрморте присутствует лист с нравоучительным изречением. Эверт Кольер, «Натюрморт с короной»
А вот интересно: Нож - фаллический символ и напоминание: ты уязвим, грешник.
Яблоки - понятно, да? Ева, змий и потерянный Рай; это значение имеют также груши, цитрусовые, помидоры, виноград, персики и вишни. Смоквы, вишни, сливы, опять же яблоки и персики символизируют страсть и сексуальные отношения. Лимон, особенно очищенный, означает, что порок привлекателен лишь на первый взгляд, а внутри всегда кислый и горький.
Также спелые фрукты обозначают богатство и достаток, а гнилые - символ старения и дряхлости. Питер Клас, «Натюрморт с крабом»
Медицинские инструменты… понятный символ и сегодня - уязвимо наше тело перед болезнями. Питер Клас, «Vanitas»
Палитра и кисти - не случайны, не только ради красоты и армонии натюрморта. Это символы живописи. Питер Боел, «Большой Vanitas», фрагмент
Зеркала означают тщеславие и иллюзорность явлений. Песочные и механические часы - быстротечность времени. Питер Клас, «Vanitas со скрипкой и зеркальным шаром», фрагмент
Курительная трубка - ах, ах, это быстротечные и неуловимые земные наслаждения. Хармен Стенвик, «Натюрморт из скульптурного бюста, черепа, масляной лампы и других предметов на каменном выступе»
Мыльные пузыри - символ не легкомыслия и веселья, а скоротечности физического существования человека. Эверт Кольер, «Натюрморт с книгами, манускриптами и черепом»
Стекло - символ хрупкости, белый фарфор - чистоты. Бутылка - пьянство. Ступка и пестик символизируют мужское и женское начала, сексуальные контакты. Хармен Стенвик, «Ванитас», фрагмент
Значение цветов тоже различно. Опиумный мак - символ лености и пассивности; розы - любви, секса, тщеславия; тюльпаны - безответственности и неразумного обращения с подарками, дарованными Богом. Йоханнес Борман, «Vanitas с вазой с цветами и черепом»
Свечи и светильники - символ человеческой души. Гаснущие, они обозначают смерть - как и колпачок для гашения свечей. Симон Ренар де Сен-Андре, «Vanitas»
А дальше попробуйте сами найти символы в натюрмортах и определить их значение. Ну во, можно сказать, что концептуальное искусство не вчера родилось - это раз. А два - чтобы понять всю полноту заложенного смысла, надо включать анализ - совсем, как с сегодняшним искусством.
Винсен ван дер Винне. Натюрморт полон символов.
Но череп писали не только на натюрмортах. Есть огромное количество работ, в которых мастера использовали этот символ. Вот, например. Известный модернист, Густав Климт
В работе «Надежда II» кость (возле живота героини) олицетворяет опасность, преграждая дорогу к счастью. Удивительно, что автор, чьи работы полны золотых красок и светлых оттенков затрагивает подобные темы, однако мрачности средневековых картин в них нет.
Надежда II
В работе «Смерть и жизнь» фигура в расписном одеянии играет «саму себя».