Плохой правитель - это дьявол

Feb 16, 2017 20:59





Посмотрите на эти фрески. Надеюсь, вы не спросите меня: «что курил художник», потому, что это шедевр 14 века. А работа называется «Аллегория доброго и дурного правления в городе и деревне». Создал этот немеркнущий, на удивление современный шедевр Амброджо Лоренцетти, наделенный исключительным повествовательным талантом.
Лоренцетти вообще-то был один из двух братьев (другой - Пьетро), оба блестящие художники и ожесточенные конкуренты.
Вот его цикл фресок, который охватывает три из четырех стен комнаты.





Это было в Симоне. Амброджо Лоренцетти написал фрески в1338-1340 гг. в зале Девяти сиенской ратуши - Палаццо Пубблико. Название зала ведет свое происхождение от совета Девяти - высшего правительственного органа, правившего Сиеной в то время. А фрески - заказ. Но что сделал художник?

Вместо религиозных наставлений лидерам города, Амброджо рисует светскую политическую аллегорию, пожалуй, первую такую с древних времен.




Это Аллегория хорошего и плохого правительства. Цикл конечно же увещевает губернаторов, которые встречались в этой комнате. Сиена была не демократическая. Как и во Флоренции, олигархия богатых и влиятельных банковских семей держала все бразды правления.

Тем не менее, картина Амброджо, как и труды флорентийских политических гуманистов, (например Салютати, Nicola да Uzzano и Леонардо Бруни и др), утверждает, для успеха самоуправляющихся городов в деле процветания, необходимо обеспечение благосостояния и счастье управляемых. Цикл выступает против непрозрачности правления тирании, как это делали позже флорентийские гуманисты.

Ну, и что, скажите изменилось за все прошедшие века?




Творчество братьев Пьетро и Амброджо Лоренцетти - высшая точка развития сиенской школы живописи эпохи Треченто и переходное звено к Возрождению флорентийской школы. Пьетро Лоренцетти считается старшим.




Амброджо Лоренцетти. «Аллегория доброго правления» фреска, деталь. 1337-1339 гг. Сиена, Палаццо Пубблико.







«Аллегория доброго правления» представляет собой двухъярусную композицию. Аллегорические фигуры значительно крупнее человеческих. Вверху изображена длинная покрытая тканью скамья, а в центре - старец в мантии, который держит со скипетр и щит с изображением городской печати. У его ног мифическая волчица - основательница Сиены, кормящая Ашиуса и Сениуса, с которых начинается история города.

Так аллегорически Амброджо изобразил символ городской власти Сиены.

Над старцем парят фигуры трех теологических добродетелей, - Веры, Надежды, Любви.

По двум сторонам представлены добродетели. От щита, направо: Справедливость, Умеренность, Великодушие. От скипедра, налево: Мудрость (Благоразумие), Стойкость (Сила) и Миролюбие.




Самой выразительной, несомненно, является аллегория Миролюбия, она напоминает античные фигуры. Она полулежит на мягких подушках с оливковой ветвью в руке и от нее действительно исходит мирное спокойствие.










Под влиянием Джотто и ди Банко Мазо Амброджо использует постройки, чтобы рассказать историю, и это очень специфический прием. Он очень умело группирует здания, и улицы приходят и уходят под странными углами, как до сих пор можно увидеть в Сиене.

Мы видим шумный процветающий город. В нем есть обувной магазин, а рядом с ним ученый читает лекции студентам.

В центре модно одетые в женщин молодые люди танцуют на улице (неприлично было дамам танцевать в Сиене в то время). Лошади и пешеходы появляются и исчезают по углам. Постиранное белье висит на деревянных опорах за окном.

Амброджо блестяще реализует наблюдательность путешественника.










Сиена - город в итальянском регионе Тоскана, административный центр одноимённой провинции, один из крупнейших туристических центров Италии. В Средние века - столица Сиенской республики, средоточие художественной жизни эпохи треченто. Хорошо сохранившийся средневековый центр Сиены находится под охраной ЮНЕСКО как памятник Всемирного наследия.




сиенская школа, Амброджо Лоренцетти, Италия

Previous post Next post
Up