Битва Ливорно, 14 марта 1653, сражение в Первой англо-голландской войне.
Во-первых, картина выглядит привычно и кажется, что вы много раз ее видели раньше. Грандиозная морская сцена с дымом, вздымающимся над парусами. Но минуточку. Что, что в правом нижнем углу? Какая-то смятая записка ….
Йохан Klopper.
Это лишь один из примеров обманки. Тромплёй или обманка (фр. trompe-l'œil, «обман зрения»). Это технический приём в искусстве, целью которого является создание оптической иллюзии того, что изображённый объект находится в трёхмерном пространстве, в то время как в действительности нарисован в двухмерной плоскости.
История искусства полна ими - праздничные столы ломятся от деликатесов, обои манят вас в фантомный коридор. Знаменательно для оптического трюка, то, что обманки могут принимать все формы и размеры.
А начиналось все с противостояния. Впрочем, многие великие изобретения начинались с конкуренции.
Зевксис с Паррасием поспорили, кто лучше распишет стену храма. Собрался народ, вышли двое соперников, у каждой росписи под покрывалом. Зевксис отдернул покрывало - на стене была виноградная гроздь, такая похожая, что птицы слетелись ее клевать. Народ рукоплескал.
«Теперь ты отдерни покрывало!» - сказал Зевксис Паррасию.
«Не могу, - ответил Паррасий, - оно-то у меня и нарисовано». Зевксис склонил голову. «Ты победил! - сказал он. - Я обманул глаз птиц, а ты обманул глаз живописца».
И Зевксис, и Паррасий - реально существовавшие исторические персонажи.
Занавес был всего лишь иллюзия. Своими трудами Зевксид приобрёл не только громкую славу и колоссальное состояние, позволившими ему вести роскошную жизнь и вызвавшими в нём непомерную гордость.
На праздники и в общественные места он выходил в пурпурных одеждах, расшитых золотыми монограммами художника.
Со временем Зевксис перестал брать деньги и дарил свои произведения правителям, храмам и городам, утверждая, что его произведения «превосходят всякую цену».
Себастьян Sommar
Гуго де Ланнуа, Квентин Пуле.
Корнелис Норбертус Гисбрехтс (около 1630 - после 1683 г.) - фламандский живописец, мастер натюрморта и техники обманки.
О жизни художника сохранилось мало сведений. Гисбрехтс родился в Антверпене предположительно после 1630 г.
Около 1660 г. Гисбрехтс был зачислен в антверпенскую гильдию живописцев Святого Луки.
С 1668 по 1672 г. жил в Копенгагене, будучи придворным художником королей Дании Фредерика III и Кристиана V.
Корнелис Норбертус Гисбрехтс
С тех пор художники, граверы и иллюстраторы упивались возможностью одурачить своих зрителей этим умным эффектом, играя с перспективой, размывая границу между реальным и подделкой.
Карл Hoverberg, Ливрусткаммарен . CC BY-SA.
Карл Hoverberg, Ливрусткаммарен . CC BY-SA.
1668. Корнелиус Norbertus
1668. Корнелиус Norbertus Gijsbrechts
В шкафу В мастерской художника, Cornelius Norbertus Gijsbrechts.
Cornelius Norbertus Gijsbrechts (1657-1683).