Мы живем и не задумываемся о том, откуда произошли те медицинские знания, которыми мы располагаем. Мы знаем, что сосуды с возрастом становятся неэластичными, что забиваются бляшками, и т д. Анатомию мы знаем с детства, а к нашим услугам многочисленные изображения внутреннего устройства организма человека. Но так было, понятное дело, не всегда, человечество к этому шло долгим путем, преодолевая незнание и церковные запреты. И путь прокладывали первопроходцы - гении.
Жил на свете человек, который внес свой вклад в изучение анатомии, и этот вклад настолько значим, что его трудно переоценить. В эпоху всеобщего невежества, непонимания причинно-следственных процессов болезней, он популяризировал анатомию, можно сказать, доносил до народа знания об устройстве организма человека. Причем делал это инновационными методами.
Это Фредерик Рюйш (или Рёйс, годы жизни - 1638 - 1731), всемирно известный голландский анатом, родился в Гааге и получил специальность фармацевта в университете. Уже имея собственную аптеку, он продолжил образование на медицинском факультете Лейденского университета, где занимался препарированием и консервированием кровеносных и лимфатических сосудов, что стало очень популярным после открытия кровообращения У. Гарвеем.
Домашний музей скелетов - «восьмое чудо света»
В 1666 г Рюйш стал городским анатомом Амстердама и начал создавать свой домашний музей или «кабинет».
Он стремился так декорировать свои анатомические препараты, чтобы они вызывали восхищение даже у людей, не имеющих познаний в анатомии.
Ф.Рюйш был автором ряда научных открытий. Он открыл эмбриональную артерию стекловидного тела глаза, изучил варианты бронхиальных и легочных артерий.
Эти открытия стали возможными благодаря усовершенствованию его методики инъекций, проникающих в такие мелкие сосуды, которые можно было увидеть только в микроскоп.
Уникальная методика анатома стала называться современниками «Рюйшевым искусством», а его домашний музей - «восьмым чудом света».
Ф.Рюйш, анатомический кабинет и русский царь
Петр I, приехавший в Голландию в 1697 г., не мог не посетить «кабинет» Фредерика Рюйша.
Он просит бургомистра Амстердама Николааса Витсена представить его 60-летнему профессору Рюйшу, уже тогда приобретшего международную славу.
Огромная анатомическая коллекция в домашнем музее-кабинете Рюйша произвела на Петра сильное впечатление.
Он оставил в книге посетителей следующую запись: «Я, нижеподписавшийся, во время путешествия с целью увидеть бóльшую часть Европы, побывал здесь, в Амстердаме, для получения знаний, потребность в которых всегда имел, осматривал здесь вещи, среди которых я не в последнюю очередь увидел искусство в анатомии господина Рюйша и, как принято в этом доме, подписал это собственноручно. Петр».
Ниже подписался Александр Меншиков.
Почти 20 лет спустя, в январе 1716 г. царь Петр предпринял второе путешествие за границу. Он с огромным интересом осмотрел его умножившиеся коллекции Ф.Рюйша и, узнав, что Рюйш хочет продать их, поручил вести переговоры о покупке своему архиатеру (лейб-медику) Роберту Арескину.
Все собрание, включающее более 2000 препаратов по эмбриологии и анатомии человека, а также 1179 образцов мелких млекопитающих, пресмыкающихся и насекомых, 259 птиц, законсервированных сухим способом, 2 шкафа с гербарием и большое число ящиков с бабочками, морскими животными и раковинами - почти все, что входило в первые 10 каталогов Рюйша, было куплено за 30000 золотых гульденов и доставлено в Россию.
Надо ли говорить, что эта коллекция значительно продвинула обучение медиков? Она была уникальна. Более поздние эпохи, включая и нашу, часто видят работу Рюйша как тревожную, но она должно была быть праздником мира природы.
Luuc Коойманс написал, что Рюиш "был бы поражен, если б услышал, что его экземпляры описаны как жуткие, так как именно их красота принесла Рюйшу долговечную известность".
Почти все образцы Рюйша исчезли с течением времени, но сохранились гравюры Рюйша, удивительно - сюрреалистические, выполненные чрезвычайно талантливо.
Доктор Рёйс был многодетным отцом. Его жена, дочь знаменитого архитектора и художника того времени Питера Поста - Мария Пост родила двенадцать детей. Мария, как и Фредерик Рёйс были художниками любителями.
Немудрено, что в такой учено-творческой атмосфере дети проявили интерес, как к природе, так и к живописи. Две из трех его дочерей, Рахель и Анна Элизабет, стали художницами натюрмортов. Самая известная - Рахель. Она мастер натюрморта, получившая признание при жизни. Мать десятерых детей.
Два брата Рахель также учились живописи и позже тоже стали художниками.
Вот здесь можно прочитать о Кунсткамере, созданной по приказу Петра, которую он в дальнейшем продолжал пополнять.
Здесь более подробно.
Здесь биография академика