Одной из обязанностей властей всех стран является хранить и преумножать культурные богатства нации. В галереях и знаменитых музеях накапливаются шедевры искусства, бережно собранные в прошедшие годы. Но вдруг оказывается, что Великие Мастера не всегда проходили цензуру последующих эпох. Случалось, что шедевры правили)). В угоду морали. Реставраторов, которые недавно очистили полотно 17-го века из коллекции королевы Елизаветы II, ждал сюрприз: изображение человека, ... ну, занятого личным делом, сидя на корточках, было закрыто кустиком, который кто-то пририсовал поверх фигуры.
Фрагмент картины ван Остаде до реставрации
В XVI веке изображенный на картине человек со спущенными штанами не шокировал. На полотнах голландских художников, рисовавших разнообразные сцены в деревенских трактирах, веселые сельские свадьбы и ярмарки, можно неоднократно увидеть персонажей, исполняющих естественные потребности.
Но то, что спокойно воспринимали в XVI веке голландцы, не всегда нравилось англичанам XIX века.
Исаак ван Остаде «Деревенская ярмарка» до реставрации
В королевское собрание картина Исаака ван Остаде поступила в 1810 году, когда ее приобрел принц Уэльский, будущий король Георг IV. Она висела в лондонской резиденции принца - Карлтон-хаусе. Как отмечает Десмонд Шоу-Тейлор, принц Уэльский был отнюдь не против грубоватых шуток, и вряд ли присевший у стены герой картины мог вызвать его гнев.
Исаак ван Остаде «Деревенская ярмарка» после реставрации
Исследователи полагают, что кусты на картине появились позднее, в 1903 году, когда она была перенесена в картинную галерею Букингемского дворца. В то время Британией правил Эдуард VII, сын королевы Виктории. Уж кого-кого, а этого короля вряд ли можно было смутить видом спущенных штанов.
До того, как занять престол, принц Берти успел отличиться бурными любовными похождениями, стать завсегдатаем роскошного парижского борделя Le Chabanais, где для него было сооружено особое кресло для любовных утех.
Но дух викторианства был силен, и у работников галереи имелись, видимо, довольно строгие взгляды на то, что может быть изображено на картине в королевском дворце, а что - ни в коем случае не может.
Фрагмент картины ван Остаде после реставрации
Человек на картине явно был занят недопустимым деянием, да еще и в двух шагах от церковного здания. В результате на холсте появились кусты. И вот теперь, когда шутка ван Остаде была раскрыта, названия картины: «Деревенская ярмарка с церковью позади», приобрело новый смысл.
Ян Стен «Деревенская драка»
Это не первый случай, когда в Великобритании из соображений приличия поправляли картины старых мастеров. В той же Королевской коллекции есть картина Яна Стена «Деревенская драка» (1673). На вывеске изображенного на ней трактира нарисован человек со спущенными штанами, демонстрирующий голый зад.
Картина также была приобретена будущим Георгом IV, но позднее в нее были внесены исправления, и вместо голого зада на вывеске трактира появилась бычья голова. Сейчас поздний слой живописи удален, и зрители могут разглядывать картину в ее первозданном виде.
Аньоло Бронзино «Аллегория с Венерой и Амуром»
Доставалось не только голландским художникам. В лондонской Национальной галерее есть «Аллегория с Венерой и Амуром» Аньоло Бронзино (около 1545 года). В XIX веке она подверглась довольно сильной доработке.
Миртовой ветвью прикрыли зад Амура, и дописали фрагмент тонкой ткани, который закрыл низ живота Венеры.
Более того, был убран сосок левой груди богини, который выглядывает между пальцев Амура.
Прежний вид картине был возвращен в 1958 году.
Фотография картины до реставрации
Вот еще курьез, или прикол, как говорят сегодня.
В Музее Виктории и Альберта до сих пор хранится гипсовый фиговый листок, который прикрепили к выставленной там с 1857 года копии «Давида» Микеланджело, чтобы не смущать посещавших экспозицию дам.
Сохранилось предание, что изготовить листок велела сама королева Виктория, когда впервые увидела подарок тосканского герцога.
Заказ на изготовление листка исполнила базирующаяся в Лондоне англо-итальянская фирма. К Давиду листок прикреплялся при помощи двух крючочков. Сейчас статуя стоит в обнаженном виде, а листок располагается на ее постаменте.
Но несправедливо было бы считать, что цензурные изменения вносились в произведения художников только в викторианскую эпоху.
На рубеже XVII - XVIII веков по приказу Козимо III Медичи цензурные изменения были внесены в знаменитую фреску Мазаччо «Изгнание из рая» (около 1425 года), находящуюся в капелле Бранкаччи во Флоренции. Наготу Адама и Евы прикрыли ветвью с листочками, которая была удалена лишь при реставрации фрески в 1980-е годы.
Как вы, надеюсь, поняли, это рассказ о том, до чего может дойти цензура, став на позиции ханжества. Хочется сказать; Не трогайте искусство! Не замарывайте детали в старых шедеврах, когда произведения классиков выкладывают в сеть! Не уподобляйтесь мракобесам, которых и так уж хватило. Ведь потомки будут смеяться….