Судьбы королевских домов отражаются на судьбах народов, которыми они правили, их правление бывает удачным или нет, а люди знают и помнят всех своих королей, но любят неординарных, ярких. Но счастье также редко заглядывало в императорские дома, как и в жилища обычных людей. Вот такова - не слишком счастливая судьба императрицы, о которой этот рассказ.
Сисси - потрясающая императрица, красавица - любимица австрийского народа. Её яркая жизнь стала источником мифов и слухов, основой литературных произведений, мюзиклов и кино. Первой красавице Европы баварской принцессе Елизавете при жизни суждено было затмить всех своей красотой, а после смерти стать настоящей легендой…
Елизавета Австрийская. Портрет работы Франца Винтерхальтера, 1865 год
1 фото - Один из двух «интимных» портретов Сисси работы Франца Винтерхальтера, висевших в кабинете императора и предназначенных только для его глаз.
Род Виттельсбахов властвовал в Баварии более семи веков. В 1828 году баварский герцог Максимилиан вступил в законный брак и, хотя союз был заключен без особых чувств, он дал многочисленное потомство. В 1834 году в семье родилась первая дочь Елена, а 3 года спустя, на самое Рождество - вторая, названная в честь крестной - королевы Пруссии, Елизаветой.
Малышка, ставшая рождественским подарком Всевышнего, появилась на свет в воскресенье, что, согласно преданиям, было залогом счастливой судьбы, мало того, у нее был обнаружен крохотный зуб. По легенде, то же самое произошло и с новорожденным Наполеоном Бонапартом, а потому оснований полагать, что принцессу в жизни ждет нечто особенное, было более, чем достаточно.
Братья и сестры Елизаветы Баварской
Сисси обожала путешествия, увлекалась верховой ездой, стихами Генриха Гейне, тонко чувствовала и любила природу.
Детство Сисси (как ее называли родные и друзья) прошло в имении Поссенхофен, куда отец, герцог Макс, человек жизнерадостный и общительный, любил вывозить свое семейство на лето. Там маленькая Елизавета попадала в совершенно другой мир, и именно это прекрасное место она считала своей родиной. Здесь Сисси запросто заходила в крестьянские дома, где ее хорошо знали и любили, без страха брала в руки любую живность, и даже упросила отца устроить рядом с их домом маленький зверинец. А однажды герцог показал юной принцессе, как нужно рисовать, и вскоре никого уже не удивляло, если Елизавета уходила далеко в луга рисовать цветы и облака, плывущие над ее маленьким раем.
Елизавета была на редкость впечатлительна и очень ласкова, что делало ее любимицей всех окружающих. Однако ее мать - герцогиня Людовика, глядя на свою 12-летнюю дочь, думала о том, насколько нелегко будет выдать эту девочку замуж, ведь она, увы, не красавица. Другое дело - принцесса Елена. Уж кому и суждено было стать особой королевских кровей, так это точно ей.
Сисси в 15 лет
Когда эрцгерцогиня София, мать императора Австрии Франца Иосифа, начала подыскивать сыну подходящую жену, Виттельсбахи в списке потенциальной родни вовсе не значились, но юноша оказался капризным: ему не понравилась ни одна из немецких принцесс, с которыми его знакомили. В конце концов, географию поиска пришлось расширить, и взор королевской семьи обратился к Виттельсбахам. Елена Баварская у Франца Иосифа симпатий не вызвала, а вот в ее младшую сестру, 15-летнюю Сисси, монарх влюбился без памяти. «Или она - или никто!» - объявил он обескураженной матери. Юная принцесса ответила императору взаимностью, и их брак, заключенный в Вене 24 апреля 1854 года, стал одним из редких по тем временам династических союзов по любви.
«Я влюблен, как лейтенант, и счастлив, как бог!» - написал Франц Иосиф в письме другу
Франц Иосиф и Елизавета Баварская, 1855 год
Но семейная жизнь принесла Елизавете огромное разочарование.
«Я проснулась в темнице, На моих руках оковы. Мною все больше овладевает тоска - А ты, свобода, отвернулась от меня»!
Эти строки Сисси написала спустя 2 недели после свадьбы.
Императрица, привыкшая к свободной жизни за городом, так и не смогла привыкнуть к строгому распорядку дня австрийского королевского двора. Через год у императорской четы появилась дочь, однако по-настоящему стать матерью Елизавете не позволили: девочку без ведома императрицы назвали Софией и унесли в другую часть дворца. История повторилась и со второй дочерью Гизелой. Воспитанием детей занимались няньки, а Сисси было разрешено лишь несколько часов в день проводить с дочерями. Но Елизавета совсем не собиралась мириться с таким положением вещей. Она постоянно нарушала установленные правила и вела «холодную войну» со своей свекровью.
Елизавета с мужем Францем Иосифом, дочерями Софией и Гизелой
В 1857 году, чтобы «насолить» эрцгерцогине, Сисси уговорила мужа взять ее и детей в поездку в Венгрию. По дороге дочери заболели кишечной инфекцией, и для Софии недуг оказался смертельным. Императрица очень сильно переживала из-за смерти дочери, даже рождение в 1858 году наследника престола, принца Рудольфа, не смогло облегчить ее страданий.
Елизавета с сыном Рудольфом и дочкой Гизелой
Для путешествий у Сисси был личный поезд, свита из шести - семи десятков человек и специальное переносное оборудование для занятий спортом
Выполнив свое главное предназначение, Елизавета все чаще начала уезжать из Вены. Ее поездки длились от нескольких месяцев до нескольких лет. Для этих целей у нее был свой личный поезд, свита из 60 - 70 человек и специальное переносное оборудование для занятий спортом: что-то вроде портативного фитнес-зала.
Франц Иосиф тосковал без нее безумно. Тому свидетельство - огромное количество нежных, ласковых писем, в которых он старался успокоить и обнадежить ее томящуюся душу: «Мой дорогой ангел, я снова остался один на один со своими печалями и заботами, при этом я опять чувствую, как мне тебя не хватает, я по-прежнему люблю тебя больше всего на свете и совсем не могу жить без тебя…», «Мне так трудно и одиноко без твоей поддержки… Мне больше ничего не остается, как терпеливо сносить ставшее уже привычным одиночество…». В подписи обычно значилось: «Твой печальный муженек» или «Твой верный Малыш».
Елизавета Австрийская, 1855 год
Австрийская императрица считалась одной из первых красавиц Европы и была буквально помешана на здоровом образе жизни и занятиях спортом. Сисси не пользовалась декоративной косметикой, регулярно сидела на строгих диетах, ежедневно совершала многочасовые пешие прогулки и много ездила верхом. Свой вес и обхват талии она измеряла по несколько раз в день, а результаты записывала в специальный дневник. Но главной гордостью императрицы были густые длинные волосы до колен, на многих портретах изображенные распущенными. Их мыли раз в пару недель, но не шампунем, а смесью из натуральных продуктов, и на эту процедуру уходил целый день.
Вместе со свитой в длительные путешествия с Елизаветой ездили еще и козы: по совету врачей она пила только свежее молоко. В воспоминаниях подданных и современников Сисси осталась красавицей навсегда. После 35 лет императрица перестала позировать художникам и фотографам, и на всех поздних портретах ее лицо скрыто плотной вуалью, зонтиком или веером.
Вместе со свитой в длительные путешествия с Сисси ездили козы: по совету врачей она пила только свежее молоко.
Несмотря на то, что любимицей и самым близким человеком для Елизаветы была ее третья дочь Мария Валерия - поздний ребенок, единственный, которого она воспитывала сама, - императрица очень тяжело переживала таинственную гибель принца Рудольфа, который в 1889 году покончил с собой (по другой версии - пал жертвой политического заговора). До конца жизни она носила траурную черную одежду и отвергала все просьбы хотя бы раз снова надеть светлое платье.
Она часто думала о своей кончине. Первое завещание императрица составила ещё в 1875 году. Её преследовали болезни, она боялась стареть, а после гибели сына часто впадала в депрессию. В шестьдесят лет она вновь оставила мужа и отправилась странствовать по миру. В её дорожной аптечке были шприц и кокаин (в то время его ещё не считали наркотиком). Этот шприц в кожаной коробочке тоже хранится в музее Сисси.
Погибла императрица в Швейцарии, куда отправилась на лечение. Там, на берегу безмятежного Женевского озера, её ударил заточенным напильником анархист Луиджи Луккени.
10 сентября 1898 года Елизавета в сопровождении одной из фрейлин гуляла по набережной Женевы. Там ее и подстерег итальянский анархист Луиджи Лукени, мечтавший прославиться убийством какого-нибудь богатого «тунеядца-аристократа». Лукени нанес императрице удар острой заточкой, но смертельная рана была настолько крохотной, что никто толком не понял, что произошло.
Решив, что нападавший просто хотел вырвать ее украшения, она поднялась и попыталась продолжить прогулку. Лишь спустя несколько минут она почувствовала острую слабость, опустилась на землю и потеряла сознание.
Желание Сисси, высказанное после смерти сына, исполнилось: «Я тоже хотела бы умереть от небольшой раны в сердце, через которую улетит моя душа, но я хочу, чтобы это произошло вдали от тех, кого я люблю». Похоронили Сисси рядом с сыном Рудольфом.
по мотивам