Амели

Dec 14, 2014 18:00




Папарацци, если бы они существовали в 1880-х годах Франции, преследовали бы Амели Gautreau постоянным вниманием.
Но и так, в ее веке, толпы собрались, когда она появилась на улицах Парижа. Газеты сообщали о новых нарядах Амели. Они просили о встрече с ней.

Традиционная красота так редка и так привлекательна, что внимание к ней неудивительно, но у Амели красота была неортодоксальной: очень длинная шея, большой нос и кожа так странно белая, что люди спорили, был ли цвет  естественным или поддельным.

Выдвигались теории, что она покрывала все тело косметикой и травила себя стратегически дозированным мышьяком.
В эпоху пухлых дам и пышных платьев, она носила  облегающие наряды, которые демонстрировали ее слегка кривые ноги; она наносила красный макияж на кончики ушей, просто для дополнительного акцента.

По слухам, она спала с половиной мужчин в Париже.




Каждый художник мечтал написать ее. Но искусство - акт магии с серьезными последствиями. В то время, до изобретения фотокамер, изображение было тяжелой вещью, кропотливой работой - Амели всегда отказывалась.

Потом появился в Париже Джон Сингер Сарджент. Как и Амели, Сарджент был американцем - Семья Амели была из Нового Орлеана; Сарджент из Новой Англии.

Сарджент ухаживал за Амели, и в конце концов он получил ее. К сожалению, она оказалась ужасной "темой". Она была беспокойной, пропускала встречи. Она хотела ходить на вечеринки, а не застывать в тихой комнате перед человеком, с которым даже не спала. Сарджент рисовал ее снова и снова, одержимо, когда она давала ему шанс.




Наконец, портрет был готов.Картина была представлена ​​на Парижском салоне 1884 года и это огромный (почти семь футов) холст. Сарджент назвал его "Портрет мадам ***", но звездочки были бесполезны: Все узнали характерный длинный нос и сияющую кожу. Изображение излучает эротическую энергию.

Амели смотрелась одновременно надменной и расслабленной, неправдоподобной и реальной. Она одета в плотное черное платье, фон портрета  грязно - коричневый, и экзотически светлая кожа Амелии белеет с почти сверхъестественной яркостью.




«Успех? Да нет. Скандал! Уж слишком верно угадал дотошный портретист суть души, характера и поведения своей модели. Рвущаяся в высшее общество мадам Готро изображена во весь рост. Черное платье (цвет элегантности) подчеркивает точеную фигурку. Голова, развернутая в профиль, украшена полумесяцем Дианы, богини охоты. Но сама банкирша похожа скорей не на охотницу, а на гончую, она, будто принюхиваясь, старается взять след. Пьер Готро, муж, неистовствовал.




Художника обвинили в оскорблении, издевательском отношении к женщине, почему-то даже аморальности. Закручено было все так лихо, что Сарджент вынужден был покинуть Париж.

Наверно, это был знак судьбы. Пропутешествовав почти два года, художник осел в Лондоне, где его уже знали и приняли дружески. Измышления ненавистных “лягушатников” для чопорных англичан послужили лишь дополнительной рекламой. Тем более что и привезенные в Англию картины, и новые его работы в рекламе не нуждались - это была превосходная, “думающая” живопись."»

Амели, тем временем, провела остаток своей жизни в тени скандала. Она потом позировала для портретов другим художникам, надеясь,  что снова, как у Сарджента, засияет ее образ, но этого так и не получилось.

В пожилом возрасте она стала отшельницей, и в доме ее не было зеркал. Это не метафора: Мадам X все зеркала удалила из своего дома…..

Многие сейчас не верят, что мадам Готро была красавицей. «Она красавица? Посмотрите на ее длинный нос, на ее неестественного цвета кожу»….




Мадам X была бы удивлена тем, что стало с ее изображением сегодня. За последние 130 лет, портрет кисти Сарджента распространился через открытки, плакаты, книги по искусству.
«Механическое воспроизведение» немецкий философ Вальтер Беньямин однажды назвал гламурной опасностью.

В Google вы найдете сотни тысяч ее изображений: знаменитости позируют как мадам Х (Джулианна Мур, Николь Кидман, Дейзи Дак), линия Мадам X белья, опера Мадам X, A "будуар-тематический бар" в Нью- Йорке, человек с татуировкой мадам Х на руке.

Бенджамин написал: «потеря "ауры", оригинального произведения искусства в его квази-священной сущности»".  И это правда, а на экране (ноутбук, планшет, телефон), мадам X выглядит как ничего особенного: цифровой образ старой живописи, лишенной рельефа. Скандал смыт. Это судьба, и она разделяет ее с большинством классических произведений искусства.

Сарджент

Previous post Next post
Up