Луиз Буржуа - знаковая персона феминистского искусства, даже если тема ее творчества - в мифической загробной жизни, населенной гигантскими пауками и искаженными, чужеродными фигурами. Даже если этика ее идей вызывает неприятие. Когда она была жива, она была в стороне от этого вопроса. «В некоторые из моих работ, я пытаюсь быть феминисткой, а в других нет феминизма ни на грош», сказала она в интервью в Музее искусств в Сан-Франциско.
«Мне повезло, что я была воспитана матерью, которая была феминисткой и посчастливилось выйти замуж за человека, который был сторонником идей феминизма. И у меня есть сыновья, которые поддерживают права женщин».
Она родилась в Париже в 1911 году, в молодости известна лишь в качестве жены Роберта Голдуотера, американского историка искусства, с которыми она переехала в Нью-Йорк в конце 1930-х.
Хотя она рисовала, лепила и фотографии ее работ печатались на протяжении 1940-х и 50-х годов, Буржуа не получала настоящего мирового внимания ни от зрителей, ни от критиков, пока не наступили 50-е года.
Но и тогда пришлось подождать больше, чем несколько лет, прежде чем она переехала из периферии искусствоведческих умов поближе к центру. Это был расцвет движения феминизма.
Она многим обязана феминизму. "Конкретным агентом перемен был феминизм, самым распространенным и радикальным из многих движений", пишет Роберт Сторр еще в 1983 году.
"И, в частности, по настоянию феминистских художников и критиков мы долго и пристально вглядывались в то, что ранее считалось «маргинальным» в искусстве.
Для женщины, которая ненавидела термин «женщина - художник», кажется, все-таки было важно, что она была женщина - художник и доросла до всемирного признания, до славы.
Среди гипер - мужской эстетики абстрактных экспрессионистов и застенчивого братства сюрреализма, она в буквальном смысле вырвалась вперед, создавая «анти-формы» существ из мрамора и бронзы. Ее "Femme Maison (девушка House)", созданная около 1946-47, в которой тела обнаженных женщин удерживаются в пространстве дома, ее скульптура, "Янус Fleuri," - образ сексуального любопытства, потрясали современников.
«Буржуа должна гордиться считать себя среди тех, кто сделал феминистское искусство»- сказал Дворкин. Но феминистское искусство, в свою очередь, должно гордиться Луиз Буржуа.
источник (
1) (
2) (
3)