В изобразительном искусстве, как и в нашей реальной жизни, полно всего. И есть там место магии. Вот работы, которые говорят об этом сами.
Первая - Кеннет Гнев - Вызов моего брата-демона (1969)
Один из главных представителей американского киноавангарда 50-х-60-х годов, практически в одиночку создававший свои фильмы. Исповедует учение телемы, созданное Алистером Кроули. Имеет IX Степень в O.T.O. (Орден Восточного Храма).
Вызов моего брата-демона - чувственная визуальная оргия, попытка достичь магической силы в реальном мире, как следует из названия - с отвратительной симпатией к демонам.
Роберт Мэпплторп - Автопортрет (1983)
Mapplethorpe стоит этаким сатанинским террористом на первом плане в этом мрачно романтическом автопортрете. Согласно биографии Патти Смита, будучи ребенком, он всерьез заинтересовался черной магией. Работе не просто автопортрет, но, возможно, вызов зловещим силам.
Венера и Марс, с 1485, Сандро Боттичелли.
Бог войны крепко, спит, оружие брошено под влиянием Венеры и маленькие сатиры его украли. В живописи Возрождения, квинтэссенции красоты, мифы Древней Греции великолепны реальностью и непосредственностью - но у Боттичелли это еще не все. Венера была астрологической и магической фигурой, а не только древней богиней. Ее сила в этой картине - вероятно, образ магии, а также миф, и сама картина, возможно, была магическим тотемом, принося счастье, гармонию и здоровье.
Хью Дрейпер - Магические Граффити в Солт-Tower, Лондонский Тауэр (1561)
Алхимик Хью Дрейпер за колдовство и магию был посажен в Соляную башню Тауэра; как и многие заключенные он оставил граффити - но вместо молитвы к Христу, он начертал астрологический шар и другие магические символы на стене. Это, собственно, большой гороскоп и, датировав его 30 мая 1561 года, добавил, что «сотворил сию сферу» собственноручно. Говорят, это самая посещаемая часть лондонского Тауэра.
Зеркало доктора Ди (15-й или 16-го века) - Британский музей
Джон Ди уникальная личность. Изобретатель механических роботов и телескопа, он стоял у истоков науки морской навигации и применения в английской армии биноклей и подзорных труб. И еще он был мистиком. Важное место в занятиях мистикой занимало зеркало из полированного обсидиана (вулканического стекла), привезенное испанцами из далекой Мексики. Судя по всему, это была настоящая реликвия, которую ацтеки некогда использовали для того же, что и Джон Ди, - для прорицаний. В пользу этой версии говорит, например, такой любопытный факт: имя всевидящего и всезнающего Тескатлипоки - бога вулканов и вулканического стекла обсидиана - в переводе обозначает "дымящееся зеркало".
Свойства обсидианового ацтекского зеркала были столь необычны, что сама Елизавета приезжала домой к своему учителю, чтобы познакомиться с этим магическим инструментом. По всей видимости, зеркало и на самом деле стоило такого внимания.
У Джона Ди было много таинственных предметов, и некоторые поражают и сегодня. Как, например, этот.
По словам самого Джона Ди, от разумных существ нечеловеческой природы - девочки-эльфа по имени Мадина и "ангелов" с именами Аве и Рафаэль - он научился и загадочному языку.
Произошло это после того, как однажды "ангелы" показали ему в кристалле какую-то таблицу с буквами, числами и символами. Это был очень странный алфавит, записи на котором до сих пор вызывают живейший интерес исследователей, удивительное изобретение Джона Ди, по существу, оно было первым известным в истории искусственным языком. Сегодняшние ученые считают его абсолютно завершенной системой с собственным алфавитом и грамматикой, совершенно не похожими ни на один человеческий язык.
La Селестина, 1904, Пабло Пикассо.
Эта картина женщины с "дурным глазом", персонаж испанского фольклора, который является ключом к фантазии Пикассо. Пикассо имел убеждение, что его искусство может изменить реальность - как заклинание. Мощная сила его картин и скульптур происходила из убеждения, что изображение не просто картинка, а акт благожелательной или вредоносной магии.
Козо, двуглавая собака, конец 19-начало 20 века. Британский музей
Считалось, что у нее магические силы, достаточные, чтобы принести здоровье, удачу и счастье. Каждый гвоздь, который застрял в ней, олицетворяет молитву или ритуал. Произведение изобилует художественной силой.
Египетский Фаянс shabti из Sety I (с 1290 г. до н.э.)
Во многих древних культурах, человеческие жертвоприношения проводились в гробницах влиятельных людей, чтобы убитые служили умершим в загробной жизни. Древние египтяне были более цивилизованными и более тонкими, в магии. Их гробницы укомплектовались "shabti" фигурками. При произнесения правильного заклинания эти образы слуг бы оживают и служат элитным покойникам.
Немецкий - реликварий святого Себастьяна (1497)
Ситалось, что священная реликвия внутри обладает магической силой. Это реликварий и его содержимое приносило удачу. В частности, он защищал людей от чумы.
Святой Себастьян был отмечен особыми полномочиями против чумы - так, что это не предмет роскоши, а магическое средство от самого страшного из заболеваний тех времен.