Водные личинки ручейников со своими чехликами, среди других материалов включающими золото, опал и бирюзу. Фото: Жан-Люк Фурнье (Jean-Luc Fournier). Любезно предоставлены галереями Art:concept (Париж) и Zero Gallery (Милан).
На этих фотографиях изображены результаты необычного творческого сотрудничества французского художника Губерта Дюпра и группы личинок ручейника.
"Небольшие крылатые насекомые, принадлежащие к отряду волосистокрылых (Trichoptera), и близкородственные к отряду бабочек - ручейники живут возле ручьев и водоемов, и производят водные личинки, строящие специальные оболочки, или чехлики, для защиты своих развивающихся организмов.
Чехлики прядутся из шелка с использованием песка, кусочков камней или растений, рыбных костей и раковин ракообразных - в обилии доступных в экосистеме бентоса. Эти личинки невероятно легко приспосабливаются: если в их среде появляются другие подходящие материалы, они используют и их тоже.
Дюпра, родившийся в 1957 г., начал работать с личинками ручейника в начале 80-х. С самого детства он был заядлым натуралистом, и знал о существовании ручейников, и о том, что они были предпочтительной наживкой при ловле форели.
Идея о создании проекта, изображенного здесь, пришла к нему, когда он наблюдал за старателями, моющими золото в реке Арьеж на юго-западе Франции. Собрав личинки, он перенес их из их обычной среды обитания в свою студию, где аккуратно удалил естественные чехлики и поместил личинки в аквариум, заполненный различными материалами, из которых личинки могли заново построить свои защитные домики. Он начал с золотых блесток, а позднее добавил и другие полудрагоценные и драгоценные материалы (включая бирюзу, опал, лазурит и кораллы, жемчужины, рубины, сапфиры и алмазы), которые вы можете видеть на фотографиях.
Является ли драгоценный чехлик личинки произведением насекомого, или произведением художника?
С точки зрения биологии, личинка ничем не обязана художнику (который лишь создает один из тысячи других шумов в ее среде). С точки зрения человека, личинка является лишь исполнителем проекта художника.
Эстетический результат (естественный и художественный одновременно) превращает чехлик личинки - представляющий собой нечто большее, чем просто отклонение или бытовой предмет, выполненный с помощью художника, и рассматриваемый как предмет искусства - в двоякий экспонат"…
Париж и МОНА Музей Старого и Нового искусства.
источник
(1) (
2) (
3) (
4)