В фильмографии этого актёра - 30 киноработ, но знаменитым Юозас Киселюс стал благодаря роли Артура Банга в драме «Долгая дорога в дюнах» режиссёра Алоиза Бренча. Популярность актёра после выхода картины на экраны была просто невероятной, ему мешками приходили письма, подписанные просто: «Латвия, Рыбацкий поселок, Артуру Банга». Казалось, после такого успеха его ждёт долгая и продуктивная творческая жизнь, но в 41 год Юозаса Киселюса не стало.
Несостоявшийся лесничий
Юозас Киселюс. / Фото: www.pinimg.com
Юозас Киселюс рос в небольшом городке Ионишкис, а школьные учителя не раз отмечали талантливого мальчика, который был неизменным участником самодеятельности. Но мальчик, казалось, не замечал похвалы в свой адрес, он мечтал после окончания школы учиться в лесотехнической академии и собирался стать настоящим лесником.
Юозас Киселюс с однокурсниками. / Фото: www.liveinternet.ru
Кажется, поступление на актёрский факультет Вильнюсской консерватории стало неожиданным для него самого. Даже спустя много лет после получения диплома он так и не мог объяснить, что именно послужило толчком для сдачи документов в консерваторию. Но учёба с первых же дней захватила Юозаса Киселюса целиком. Он с жадностью впитывал новые знания, ставил этюды, пробовал себя в разных амплуа и уже не представлял для себя другой жизни.
Путь актёра
Юозас Киселюс. / Фото: www.visualrian.ru
Приём в труппу Государственного театра драмы в Вильнюсе стал вполне естественным. На театральной сцене он воплотил множество ярких образов, но любимой ролью на всю жизнь осталась самая первая - Чарльза Сэрфэса в спектакле «Школа злословия» по комедии Ричарда Шеридана. Литовские зрители любили актёра, следили за его творчеством и гордились талантливым соотечественником.
Когда Юозасу Киселюсу было 25 лет, в его жизнь пришло кино, причём дебютировал он сразу в главной роли, сыграв Вилимаса в картине Гитиса Лукшаса «Бубенчик». После он довольно много снимался у прибалтийских режиссёров, но самой яркой работой, принесшей актёру невероятную популярность, стала роль Артура Банга в многосерийной ленте «Долгая дорога в дюнах». Кстати, изначально он отнёсся к предложению Алоиза Бренча о съёмках без особого энтузиазма.
Кадр из фильма «Долгая дорога в дюнах». / Фото: www.kino-teatr.ru
Главный герой показался ему слишком примитивным, лишенным всяких полутонов, исключительно положительным. Киселюс не верил в существование супергероев и, соответственно, не знал, как их играть. Но всё-таки решил не отказываться от шанса сняться у талантливого режиссёра. Образ Артура Банга в результате получился у актёра живым и объёмным.
После этой картины Юозаса Киселюса стали засыпать предложениями о съёмках, но чаще его приглашали играть таких же романтичных и «правильных» героев, как и в «Долгой дороге в дюнах». Вот только фильмы эти не были столь успешными. Конечно, актёр переживал, но всегда при этом говорил: для него театр - родной дом, а вот кино - это всё же гости. Но всегда, засидевшись на одном месте, ждал возможности «сходить в гости», то есть снова войти в кадр и сняться в кино.
Юозас Киселюс. / Фото: www.pomnipro.ru
К популярности своей он относился с изрядной долей юмора. Однажды он решил, что все похвалы в адрес его персонажа в «Долгой дороге в дюнах» относятся не к нему лично, а ко всем участникам фильма. Поэтому, при разделе приятных слов на всех членов съёмочной группы, ему остаётся не так уж много. Явно недостаточно для появления звёздной болезни.
Актёр отчаянно переживал невозможность ответить на все письма, которые приходили ему от зрителей. Но перечитывал их и воспринимал каждое, как особое доверие от людей. Эти письма служили ему постоянным напоминанием о том, что ни на сцене, ни на съёмочной площадке нельзя халтурить и играть вполсилы.
Тревожное сердце
Юозас Киселюс. / Фото: www.kinopoisk.ru
Незадолго до развала СССР у актёра вдруг обнаружили довольно редкий порок сердца, однако Юозас Киселюс был полон решимости продолжать работать. Тем более, что творческий процесс, требовавший погружения в образ, успокаивал актёра и вселял уверенность в завтрашнем дне. А после большая страна распалась, кино снимать почти перестали, да и в театр зрители в период тогдашнего безвременья ходили совсем нечасто.
Юозас Киселюс переживал отсутствие работы крайне остро, его тяготило безденежье, тем более, что во втором браке у него подрастал сын, а две дочери, появившиеся на свет в первой семье, тоже требовали участия не только воспитательного, но и финансового.
Юозас Киселюс с семьёй. / Фото: www.kino-teatr.ru
Собственная неспособность изменить обстоятельства тяготила актёра и, по свидетельству коллеги Киселюса по театру Вилюса Петраускаса, Юозас последние несколько месяцев жизни был явно не в лучшей своей форме. Небольшая зарплата и проблемы с деньгами не могли не повлиять на моральное состояние талантливого актёра, а значит, и на сердце. Когда 7 мая 1991 года Юозас возвращался с кинопроб, он почувствовал резкое ухудшение самочувствия, едва выйдя из троллейбуса. Он отдышался и всё же самостоятельно добрался домой, откуда его уже забрала скорая помощь.
Сын Юозаса Киселюса Джон с пяти лет рос без отца, но память о нём он трепетно хранит всю жизнь. / Фото: www.liveinternet.ru
В реанимации, куда поместили актёра, ему сделали все необходимые обследования и, не обнаружив ничего критичного, перевели его в общую палату. Актёр почему-то отчаянно мёрз, у него даже поднялась температура и дочь бегала в аптеку за аспирином, которого не оказалось в больнице.
10 мая Юозасу Киселюсу сделали рентген и попросили подождать результатов в коридоре. Он сидел в инвалидной коляске, когда к нему подошла врач. Воспитание не позволяло актёру сидеть в присутствии дамы, он встал. И тут же упал замертво. Как оказалось, внезапно лопнула сердечная аорта, и спасти актёра было уже невозможно.
Click to view
Прибалтика в советское время считалась почти заграницей. Там была совсем другая культура, особенные традиции, уникальная архитектура и там снимались редкие, непохожие на всё остальное фильмы. Прибалтийские актёры и сами напоминали иностранцев, которых им часто приходилось играть. Они пользовались популярностью, их узнавали на улицах, за их карьерой и жизнью следили. После распада Советского Союза прибалтийские актёры остались за границей.
Источник:
https://kulturologia.ru/blogs/010621/49998/