Язык нарцисса: трудности перевода

Jan 28, 2015 01:01



Моя цель - максимально полно информировать вас о нарциссовых повадках, чтобы вы вычисляли их «с трех нот», еще не успев сблизиться и привязаться. В идеале: дистанцировавшись от подозрительного субъекта еще на той стадии, когда он вами не интересуется. Базируясь на наблюдениях за его отношением к другим людям и на сведениях, поступающих о нем.


И сдается мне, в деле распознавания «чужого» крайне важное значение имеет умение не только слушать, но и слышать. Слышать именно то, что вам сказали, не переводя на «человеческий» язык. Речь нарцисса специфична, и нормальный человек на интуитивном уровне распознает ее, как чужеродную, смутно удивляясь ей, но вместе с тем и очаровываясь ее «загадочностью», инаковостью.

Итак, давайте разберем, что говорит нарцисс и что слышим мы.

В книге я перечисляю особенности речи нарцисса. Так, он активно использует хищную, «вампирскую» (наркоманскую, алкогольную), «людоедскую», «охотничью», шулерско-картежную лексику.

- «я хочу подпитаться от твоей батарейки», «Ты из меня всю кровь высосала», «Беги от меня, я оборотень»


- ​ «я бы тебя съел», «я ем людей», «когда начнется гон, я тебя загрызу».

-​ «ты моя пленница» (в этой же плоскости могут крутиться и шуточки: «Я посажу тебя в свой подпол, и ты будешь моей секс-рабыней», «А ты не боишься гулять со мной по лесу? Вдруг я тебя изнасилую и убью?»)

- ​ «Мужчина - охотник, женщина - жертва»

-​ «Я тебя наизнанку выверну», «Я тебе гарантирую: улыбка никогда больше не появится на твоем лице», «Я у этого козла печень вырежу, мозг съем», «Здорово, наверно, ощущать, что на ближайшие годы ты ей испортила жизнь». (даже если подобные фразы человек не произносит в ваш адрес, а обращает к кому-то другому - это очень плохой признак)

- «Когда мы познакомились, тебе пришло три туза» (далее человек расписал свои отношения с читательницей как партеечку в «свару»).

Нарцисс смутно или отчетливо ощущает свою плохость и лицемерие, и иногда проговаривается, как бы в приступе откровенности:

- «я гадкая, я ему мозги компостировала и тебе буду»

- «я злой, я очень злой»

-​ «неужели я похож на безжалостного паучину?»

-​ «связь со мной смертельно опасна».

-​ «люблю, когда из-за меня бабы плачут».

-​ «я был бы гениальным актером»

-​ «брось меня, я мудак, найди себе нормального мужика» (Как поется в песне: «а не люби меня такого, не жди всю ночь меня плохого, другому сердце ты отдай, ведь я всего лишь негодяй»)

-​ «ты была обречена с первого дня нашего знакомства».

Примечательно, что о себе нарцисс часто говорит как о «типаже», «оболочке», «обертке». Скажите, вам пришло бы в голову назвать себя оболочкой? Сказать о чьей-то симпатии: «Он прется от моей оболочки»? Лично я бы сказала так: «Он мне нравится внешне».

Мнимо ничтожный нарцисс в фазе Обольщения сыпет словами «восхищаюсь», «преклоняюсь», «боготворю», «завидую белой завистью». Заслышав такое, рекомендую сильно напрячься. Так выражается нарциссическая идеализация, в основе которой лежит, как прочитала у кого-то из исследователей, «завистнический фурор». Что следует за идеализацией - читайте в статье «Как нарцисс обесценивает».

По наблюдениям Сэма Вакнина, нарцисс любит употреблять слова в превосходной степени («абсолютно», «прекрасно», «замечательно»). Лично не ловила знакомых нарциссов на этом, однако переигрывание, «несоразмерный аффект» - то есть, выражение чувств, не адекватное событию - в их речи ощутим.

Поэтому критически отнеситесь к выспреннему восхищению вашими качествами. Нормальный мужчина не называет женщину «музой», «богиней», «идеалом», «неземной», «звездой пленительного счастья», «коктейлем из мегаженственности, деликатности и умища» и т.д. А если и делает это, то полушуточно и изредка.

А вот следующее наблюдение Вакнина подтверждаю целиком и полностью:

«Нарцисс любит говорить о себе в механических терминах - "машина", "эффективный", "пунктуальный", "результат", "компьютер", «оптимально».

Добавлю - не только о себе, но и о других. Рассказывает читательница:

«Как-то я его спросила: если Cвета (параллельная жертва) такая плохая, то почему ты ее не оставишь? И он ответил:
- У неё неплохие ТТХ.

Вот я дура! Он же откровенно о человеке как о вещи вёл речь. Как о машине. Она быстро едет. У неё хорошая аэродинамика и движок в 300 лошадок. Отличные ТТХ».

Говорит другая читательница:

«Когда нарцисс не выдал на мои сексуальные действия хоть сколько-то понятной мне реакции, я спросила его, все ли я правильно делаю. На что услышала: «Оптимально!»

Кстати, именно люди такого склада личности имеют списки требований к «идеальному партнеру». И в этом тоже проявляется стремление подобрать себе партнера-функцию, партнера-вещь с оптимальными ТТХ.

«Они охотно перечисляют характеристики, которые ищут в партнере, и быстро теряют интерес к тому, кто не имеет всех необходимых внешних, личностных и социальных качеств, - подтверждают американские психоаналитики Бек и Фримен.

Очень показательна, кстати, и речь самого Сэма Вакнина. Почитайте. Его стиль вызывает у меня противоречивые чувства: колдовского очарования и вместе с тем отторжения, местами - омерзения. Вот показательная выдержка:

«У многих нарциссов есть «эмоциональные резонансные таблицы» Они используют слова, как другие используют алгебраические знаки: со скрупулезностью, осторожностью, тонкостью кустаря. Они ваяют из слов тонко отлаженные ревербации боли, любви и страха».

Речь иного нарцисса может показаться вам искусственной, витиеватой, излишне литературной. Нормальный мужчина навряд ли опишет интерес к вам в таких выражениях:

- «Газ уже подведен, и огонек горит»

- «Коктейль твоих уникальных опций нельзя не попробовать» (опять же - опции! Опять же - коктейль!).

А недовольство вами навряд ли опишет так:

- «Ты нобелевская лауреатка по высасыванию из меня крови».

Речь нарцисса часто алогична и представляет собой набор взаимоисключающих утверждений. Загляните в статью «Как нарцисс обесценивает» и перечитайте приведенные в ней письма. Человек умудряется в одном абзаце сообщить женщине, что внешне она не алё, и тут же - что она... Софи Лорен. Я уже молчу, что, поливая ее дерьмецом, он через слово заверяет ее в дружбе, преданности и проч. Неисповедима логика нарцисса...

Одна из главных речевых фишек нарцисса - недосказанности и послания, которые можно толковать и так, и эдак, и еще на пять манеров. Послушаем читательницу:

«В начале наших отношений я сообщила ему, что приемлю только взаимные чувства, на что получила ответ: «Поверь мне, взаимность - это не то, о чем тебе стоит беспокоиться». Я поняла этот витиеватый ответ так: «не беспокойся, у нас все взаимно».

Истинный смысл этих слов открылся мне очень скоро, когда в припадке нарциссического гнева человек заявил мне, что вообще понятия не имеет, что такое любовь и нечто отдаленное он может почувствовать лишь спустя несколько лет общения с женщиной. Разумеется, с «идеальной» женщиной.

Таким образом, фразу следовало переводить так: «Ни о какой взаимности речи быть не может по определению, т.к. я не способен любить. Поэтому и беспокоиться не стоит. Какой смысл беспокоиться о том, чего нет, не было и не будет?»

Этот же прием - послания, которые можно прочитать и так, и эдак - использовал в своей пламенной речи к Сушковой и Лермонтов:

«Скажите, если бы вас в одно время любили два молодые человека, один - пускай его будет Л<опу>хин, он богат, счастлив, все ему улыбается, все пред ним преклоняется, все ему доступно, единственно потому только, что он богат!

Другой же молодой человек далеко не богат, не знатен, не хорош собой, но умен, но пылок, восприимчив и глубоко несчастлив; он стоит на краю пропасти, потому что никому и ни во что не верит, не знает, что такое взаимность, что такое ласка матери, дружба сестры, и если бы этот бедняк решился обратиться к вам и сказать вам: спаси меня, я тебя боготворю, ты сделаешь из меня великого человека, полюби меня, и я буду верить в бога, ты одна можешь спасти мою душу. Скажите, что бы вы сделали?»

Разумеется, нормальный человек, коим и являлась Сушкова, понимает смысл этой фразы так, будто «другим молодым человеком» является Лермонтов. И это не стремление выдать желаемое за действительное, не разыгравшаяся фантазия девушки, а следствие злонамеренной игры словами.

Оцените спич Лермонтова с точки зрения законов логики. Во-первых, между первым и вторым человеком проведена однозначная параллель, т. е. обозначено, что они соперники, а в данной ситуации для Сушковой очевидно, что Лермонтов соперничает с Лопухиным за ее любовь.

Во-вторых, второй молодой человек наделен всеми чертами Лермонтова (кроме непонятно откуда взявшейся сестры) - тем не менее, не назван. Для того, чтобы смысл слов стал однозначным, не хватает всего одного паззла - имени второго молодого человека. Логично, что, закруженная ухаживаниями Лермонтова и в данный момент выслушивающая его пылкую речь, подкрепленную невербальными знаками, Сушкова интуитивно достраивает картинку: этот второй «безымянный» человек - и есть Лермонтов.

Однако хитрец намеренно построил фразу таким образом, что имя Лопухина названо, а имя «соперника» - нет. Очень расчетливо и очень удобно, чтобы в нужный момент сказать: «Я? Вам? Признавался в любви? Да бог с вами, дэушка. Вы вообще не мой типаж. Я просто смоделировал ситуацию и поинтересовался вашим мнением, кого бы из двух вы предпочли». Примерно это Лермонтов в дальнейшем и проделал.

В тему вспомнила гротескное раскрытие темы «трудностей перевода» в «Барышне и Вульворте» Маяковского. :

«...я подхожу

и губами шевелю -

как будто

через стекло

разговариваю по-английски.

"Сидишь,

глазами буржуев охлопана.

Чем обнадежена?

Дура из дур".

А девушке слышится:

"Опен,

опен ди дор".

"Что тебе заботиться

о чужих усах?

Вот...

посадили...

как дуру еловую".

А у девушки

фантазия раздувает паруса,

и слышится девушке:

"Ай лов ю".

Я злею:

"Выйдь,

окно разломай, -

а бритвы раздай

для жирных горл".

Девушке мнится:

"Май,

май гёрл".

В статье «Романтики... с большой дороги» я отметила интересную особенность: нарциссы редко используют слово «любовь», «люблю». По крайней мере те, которых я видела сама и о которых мне рассказали читатели. Тем не менее, нарциссово отношение к себе на первых порах мы воспринимаем именно как любовь. Почему? Потому что нарцисс говорит много всего другого, похожего на излияния любви. Плюс его постоянное присутствие в нашей жизни трактуется нами, как большая потребность в нас.

Я у многих спрашиваю: а прямым текстом вам говорили, что любят? Так вот, в подавляющем большинстве случаев оказывается, что нет. Одной нарцисс невнятно буркнул «да» в ответ на ее наводящий вопрос. Другую бомбардировал фразами в своем репертуаре:

- «Ты мой наркотик»,

- «Я буду с тобой до гроба»,

-​ «Мы с тобой одной крови»

- "Мы нашли друг друга" и т.д.

Третий обставил свой интерес синонимами:

-​ «Я тебя обожаю»,

-​ «Мы с тобой влюблены друг в друга»,

-​ «Я не смогу вырвать из себя эту влюбленность».

Четвертый вообще избегал всяких разговоров на эту тему, но на фазе Обольщения носил цветы, кофе и шоколадки, что было расценено как бессловесное признание. Мол, «не словами говорят о любви».

Впрочем, этот признак можно назвать лишь дополнительным. Бессовестному и безответственному нарциссу ничего не стоит хоть по сто раз на дню повторять вам «люблю». А потом заявить, что это было вчера, а вот сейчас все изменилось, потому что вы обманули его ожидания, недотягиваете до его планки, не его типаж, не в его вкусе и т.д.

На этот крючок многие и ловятся. В стремлении вернуть любовь они начинают танцевать под дудку нарцисса и вскоре наблатыкиваются выделывать весьма виртуозные па, но слов о любви не слышат все равно. Теперь нарцисс использует их лишь в одном случае: как убойный ингредиент сахарного шоу.

К счастью для нас, желающих и умеющих слышать, вечный притвора и оборотень нарцисс частенько проговаривается. Прокалывается именно на подборе слов. Потому ли, что у него не хватает ума маскировать свою речь под «нормальную»? Конечно, нет. Причину очень точно сформулировала читательница:

«Да, они лгут. Но ложь их в других вещах. Типа измен и прочее. Поймать их за жопу, т. е. распознать, можно именно по личным высказываниям относительно других. Потому что они их не фильтруют. Они же марсиане, не знают, что люди иначе друг друга воспринимают и выбирают, и дружат между собой по другим побуждениям. Оттого они и не скрывают, и не прячут. Потому что думают, что все так между собой, как предметы. Не зная, что это уродство, они не предпринимают попыток его скрыть. А говорят, как мыслят, как чувствуют».

Пока остановлюсь. Но думаю, еще вернусь к этой теме. Пишите о своих наблюдениях. Будем анализировать вместе. А со временем и «Словарик нарцисса» напишем. :) Потому как фразы у них очень уж похожи...

лермонтов, любовь-наркотик, обольщение, истории читателей, сушкова, игра в любовь, идеализация

Previous post Next post
Up