Сейчас перечитываю «48 законов власти» Роберта Грина и захотелось обсудить с вами некоторые исторические ситуации, имеющие, как мне кажется, непосредственное отношение к нашей теме.
В этой истории предлагаю обратить внимание на следующие проявления деструктивной личности:
- зависть посредственности (дилетанта) к таланту и постепенное его уничтожение (показательно стремление мелочно контролировать работу профессионала и раздавать ценные указания «космического масштаба и космической же глупости» - на основании «кто девушку ужинает, тот ее и танцует»)
- отвратительная мелочность и плюшкинизм, тактика «выжженной земли» после расставания, т. е. вывоз чужого имущества по максимуму.
- сутяжничество.
- стратегическая «близорукость» - из-за своих мелочных амбиций человек теряет высоких покровителей и близких людей, проигрывая в масштабах жизни.
«В начале 17 века никто в Европе не мог сравниться по положению с герцогом и герцогиней Мальборо. Герцог (на фото), проведя успешную военную кампанию против Франции, считался первым стратегом и полководцем Европы. Его супруга после множества ухищрений утвердилась в положении фаворитки королевы Анны, которая правила Англией с 1702 года.
В 1704 году триумфальная победа герцога в битве при Бленхейме сделала его героем Англии, и королева наградила его большим наделом земли и деньгами на постройку дворца. Герцог дал своему будущему дому название Бленхеймского дворца и выбрал архитектора - молодого Джона Ванбру (на фото), человека, напоминавшего мастеров Возрождения - пьесы он писал так же хорошо, как проектировал дома.
Строительство начали летом 1705 года, с большой помпой и огромными надеждами.
Проект Ванбру был памятником блеску и силе Мальборо. Искусственные озера, монументальные мосты, искусно распланированные сады… Однако герцогиня была недовольна всем с самого первого дня. Ей казалось, что Ванбру тратит слишком большие деньги на разбивку заурядного парка.
Она изводила Ванбру и его рабочих мелочной опекой, придираясь к ним по малейшему поводу. Хотя средства на постройку поступали из казны, она скандалила из-за каждого гроша. В конце концов, ее поведение воздвигло непреодолимую стену между ней и королевой Анной, и в 1711 году королева приказала герцогине освободить апартаменты в королевском дворце, которые та занимала, будучи фавориткой. Когда герцогиня отбыла, кипя от злости, она вынесла из апартаментов абсолютно все, вплоть до медных дверных ручек!
В последующие 10 лет работы в Бленхейме то прекращались, то возобновлялись, поскольку становилось все сложнее получить деньги из казны. Герцогине постоянно казалось, что Ванбру (на фото) что-то замышляет против нее. Она обследовала каждую телегу, груженную камнем, каждый мешок извести, устраивала сцены из-за каждого куска кровельного железа, выводя из терпения строителей и подрядчиков.
Герцог Мальборо, постаревший и немощный, хотел лишь одного - уголка, где бы он мог провести последние годы. Но проект потонул в бесконечных тяжбах, исках строителей к герцогине и ответных исках герцогини к архитектору. В разгар этих препирательств скончался герцог. Он так и не провел ни одного дня в своем любимом Бленхейме…
После смерти Мальборо его состояние было оценено более чем в 2 млн фунтов - более, чем достаточно для окончания строительства. Но герцогиня упрямо стояла на своем: она судилась с архитектором и подрядчиками и в конце концов, отказалась от услуг Ванбру. Архитектор, занявший его место, закончил строительство за несколько лет, в мельчайших деталях следуя проекту Ванбру.
Ванбру умер в 1726-м, изгнанный из дворца герцогини, лишенный возможности даже посмотреть на свое величайшее творение. Предвосхитив развитие романтизма, Бленхейм послужил началом для нового течения в архитектуре, став предметом 22-летнего кошмара для своего создателя»...
Роберт Грин так толкует эту историю: "Герцогиня использовала деньги для садистских игр власти (...) Перед ней был великий художник, и она завидовала его одаренности, способности снискать славу, не имея богатства. У нее не было его талантов - что ж, зато было достаточно денег, чтобы мучить его и издеваться, придираясь по мелочам - пока не сломала ему жизнь.
За этот тип садизма приходится платить ужасной ценой. Он привел к тому, что строительство, запланированное на 10 лет, растянулось на двадцать. Он отравил взаимоотношения, привел герцогиню к разрыву с королевой и двором, глубоко ранил герцога, породил бесконечные тяжбы и отнял годы жизни Ванбру".