Эта история читается на одном дыхании и будет особенно интересна тем, кто зарабатывает шитьем, да и в принципе работает в сфере обслуживания.
***
"Был в моей жизни нелëгкий период, когда я работала "на дому" - после моего ухода от отца ребëнка пришлось перед браться в "надомницы", т.к. дитë был мелким, а помощи и поддержки не было. И соцобеспечения тоже не было, ибо я частный предприниматель в сфере услуг, а если точнее - портниха. Хоть и с образованием и навыками конструктора-технолога.
К моменту, описанному в истории, я закрыла своë небольшое ателье и перебралась "шить на дому". Через год вялотекущей депрессии в результате длительных поисков нашла себе портного в помощь - женщину, с которой комфортно и работать, и находиться внутри моего дома.
Комфортно работать там, где я живу, мне позволяло также наличие узкого круга давних постоянных клиенток - своего рода мини-клуб. Бывали моменты, что ко мне обращались (нечасто) новые клиентки. В основном - подруги и родственницы моих постоянных, но случалось, что мои контакты давали в магазинах тканей.
И вот однажды звонит женщина и говорит, что ей нужно сшить шëлковое платье, говорит, что ей очень рекомендовали именно меня. Договариваемся о встрече.
В назначенное время она приезжает, звонит в домофон, я открываю дверь, а там - она и... мужик.
Я, признаться, подобалдела: дама изначально была информирована мною о том, что работаю в своей квартире. (После того случая даже уже давно переехав в офис, новых клиенток я всегда прошу предупреждать, если они собираются посещать меня с "группой поддержки" - эти группы всегда мешают работе, мешают внимательному диалогу между клиенткой и мастером, а в моей квартире ещё и не уместны вовсе).
Мужик (до кучи к неуместности своего присутствия в чужой квартире без предварительной договорëнности) решил, что имеет право ещё и переться в квартиру в ботинках, и был неприятно удивлëн моему настоятельному предложению разуться и протопать в носках (у меня не было в арсенале мужских клиентских тапок, т.к. работаю только с клиентками-женщинами).
Сейчас бы я, конечно, выставила подобного незванного визитëра за порог, но тогда я не была ещё на столько прокачана.
Короче - "звоночища" прям на входе!
Пара была очень... выдающейся. Мужчина сильно за 50, очень холëный, но не красивый крайне. Голос крайне неприятный. Был щедро полит дорогим парфюмом, обувь и рубашка стоили явно неприлично дорого, рубашка очень напоминала сшитую вручную по дорогущей технологии индивидуального пошива. Завершали образ запонки. Нет, не так - Запонки. Ювелирные. И хороший маникюр - очень холëные руки. Вот себя крайне уверенно.
А вот его спутница... По контрасту они напоминали пару уток-мандаринок. Женщина серенькая неопределëнного возраста, 40 с хвостиком, в сереньком платье, с очень робкими глазами. Складывалось впечатление, что щедрый барин привëл свою служанку заказать той платье за выслугу лет.
И я не удивилась, что платье со мной стал обсуждать Барин. Выложили свëрнутую ткань на стол - шëлк. Он описал мне платье, женщина неловко молчала. Я нарисовала эскиз. Встал вопрос цены - я достала прейскурант, набросала расчёт, озвучила.
Развернула ткань - а там не ткань, а уже разрезанное платье обсуждаемой модели! Спрашиваю - что это?! Мне Барин говорит, что они уже ходили в ателье, там у них приняли заказ, закройщик (мужчина) платье разрезал, пришли на примерку, а потом - совсем мутное: закройщик срочно и надолго уехал, а в ателье им сказали, что у них нет профессионалов, чтоб сделать этот заказ (платье-туника с цельнокроеным рукавом, слегла расклешëнное книзу, без приталивания. Если короче, то сложность этого платья - как сшить наволочку из шëлка!)
Отвечаю - ОК, я сделаю вам платье, только скидки за раскрой не будет, я по чужим лекалам не шью без проверки кроя, работы здесь ни чуть не меньше, чем шить из целой ткани.
Барин: "Хорошо. А у нас ещё ткань есть, сколько будет стоить подобное из второй?"
Женщина разворачивает новый кусок - шëлковый шифон. Посчитали с учëтом добавления подкладки и подгонки рисунка. Назвала сумму.
И здесь начинается особое веселье (пишу в кратком пересказе, на самом деле было всë нуднее и значительно дольше) :
Барин: "А как вы устанавливаете стоимость? "
Я: "Я при вас посчитала по прейскуранту, где заложена цена базовой модели плюс цена дополнительных элементов и надбавка, если надо, за сложность ткани - всë вам только что по пунктам проговорила".
Барин: "Нет! Откуда вы знаете, что сумма именно такая?"
Я: "Как "откуда"? Перед вами мой прейскурант, где расписано всë, а я это всë сложила - в итоге сумма".
Барин: "А с чего вы взяли, что базовая модель должна стоить столько, а элемент усложнения вот столько?"
Отвечаю (уже изрядно раздражаясь, т.к. у меня явно неприятные ощущения от мысли принять этот заказ): "А с того, что я решила, что мой труд стóит столько - Я ТАК оцениваю свою работу. И адекватность моего решения подтверждается постоянным наличием желающих шить у меня и платить мне за работу запрашиваемые мною деньги".
Барин: "А, может, вы посмотрели, что к вам пришли СОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЛЮДИ, и решили с нас слупить по полной?"
К этому моменту я давно уже киплю внутри, понимаю, что я нифига не хочу с ними связываться - это понимание возникло с момента обнаружения раскроенного платья и выслушивания мутной истории о бегстве предыдущего закройщика в неизвестном направлении. И, надо сказать, всë время беседы я ловила флюиды моей портнихи, которая от этих "клиентов" была отгорожена шкафом - зонирование комнаты на "закройную" часть и "пошивочную". Портниха и посетители друг друга не видели, но "фонила" моя коллега изрядно.
И на словах Барина о том, что я хочу подзаработать на этих славных людях у меня падает забрало. Я понимаю - точка. Моментально успокаиваюсь, так как решение уже принято, и меня не остановить.
Сцена:
Лицом ко мне стоит Барин, из-за его спины робко выглядывает дама.
Я - захлопываю прейскурант и говорю: "А знаете, я не смогу сшить вам платье. Ни одного".
Всë замерло. Портниха перестала фонить и даже дышать. Дама уставилась на меня широко открытыми глазами и даже выпрямилась. Барин растерялся.
Спрашивает: "Это почему?"
Отвечаю: "А потому что я на самом деле плохой портной, и не обладаю должными навыками для работы с вашей изумительной тканью".
Барин: "Но мне сказали, что вы лучшая!"
Я: "А вам НАВРАЛИ!"
Барин: "Но вы же сначала сказали, что сделаете эту работу, и даже следущее платье!"
Я: "И я вам НАВРАЛА! Уж очень хотелось такой хороший заказ попробовать сшить, но на самом деле я не обладаю должной квалификацией и могу испортить вашу ткань! Даже 100%, что испорчу. Не хочу вас подводить - честно признаюсь".
Барин выпал в осадок. Портниха фонила ликованием. Дама из-за фигуры Барина смотрела на меня со смесью ужаса и восторга. Я медленно начинаю двигать их к выходу, говоря слова, сопутствующие окончанию встречи.
На выходе Барин продолжал шипеть что-то из серии "Я вас шшто, чем-то обидел? Почему вы с нами так?" - "Ни капли не обидели. Просто у меня проснулась совесть и я вспомнила, что не умею шить".
Закрыла за ними дверь, вернулась в мастерскую. Портниха кинулась жать мне руку со слезами на глазах.
Это был мой первый раз, когда я смогла отказаться от работы и псевдо-клиентов ЗАРАНЕЕ, чувствуя при первой встрече, что клиент пришёл не столько шить, сколько нервы мотать. В недалеком прошлом было несколько ситуаций, когда заработаешь копейки, а душу вынут и нервов намотают на мильëн.
Хотя я очень спокойно отношусь к индивидуальным запросам людей, умею понять и увидеть нюансы, понимаю, что человеку часто важны его личные ощущения внутри вещи, а не только красота и качество таковой, и делаю вещи, которые мои клиентки носят годами и получают радость.
Но изредка появляется кто-нибудь, для кого радость - не вещь получить качественную и красивую, а границы продавить и потоптаться по ним. Как будто вселенная экзамен посылает. Ну, или просто нарциссов и деструктивов сейчас многовато вокруг. :)
Барин, он же Людоед
Прошло несколько лет, и недавно эта история получила продолжение - к счастью, дистанционное.
Захожу я в один из постоянных своих магазинов, и разговорились с давно знакомыми продавщицами. День у них выдался не лëгкий - заходила к ним покупательница за "дозой крови". Девочки поделились своими эмоциями, а я вспомнила про тот случай, и стала рассказывать им.
На моменте описания Барина они оживились, начали накидывать штрихи к портрету, и мы выяснили, что и им он хорошо знакóм.
Зовут они его "людоедом". Почему? Спрашиваю.
Оказалось, что он достаточно частый клиент, ходит к ним всегда с женщинами. Насчитали девочки уже порядка десяти женщин - и всегда один типаж: в годах под 45-50, серенькие, робкие. А он - такой барин и павлин. Ткани для своих женщин всегда выбирает он, у спутниц его нет права голоса. Выбирает всегда из нескольких подходящих одну самую дешëвую (условно дешëвую - магазин не дешëвый).
Явно какой-то начальник, а все дамы - очень похоже, что его подчинëнные, потому что он к ним на "ты" и по имени, а они ему - "Вы", и имя-отчество.
Девочки не знали, что я с ним общалась и очень радовались, что мне удалось так легко от него отделаться. Видимо фраза "Я не обладаю должной компетентностью" оказалась поистине волшебной, на неë сложно что-то возразить. )
Работать - там, где смогу выбирать - с кем
Моë положение достаточно выгодное: я могу отказать в совместной работе психологическому насильнику, вампиру да и просто человеку, решившему "почесать об меня" свое ЧСВ, и мне за это ничего не будет, я в безопасности в плане потери места работы и репутации. А вот через магазины, через открытые публичные места по оказанию услуг СТОЛЬКО проходит альтернативноодарëнных товарищей и банальных вампиров, что диву даëшься: нора, что ли, у них по соседству? В те же ткани иногда зайдëшь, а девочки сине-зелëные и чуть на ногах стоят. Спрашиваешь - опять вас покушать кто-то заходил? Ага, говорят...
Ещё в садике я задала маме вопрос: вот как быть, если я продавщица, а ко мне пришëл очень противный человек за товаром? Например, я его знаю, он мерзкий, а я тут на работе и он ко мне за покупкой пришëл. Или просто: я продавщица, а покупатель - говно и козëл. Я тогда, конечно, не так выражалась, но суть моих переживаний была именно такой. Мама не сразу уловила, в чëм проблема, но потом ответила, что да, я как продавщица, должна ЛЮБОГО покупателя обслужить, засунув свои антипатии себе подальше.
Я тогда задумалась над тяжëлой долей всех продавщиц и для себя решила, что буду особенно корректна с ними - уж больно их судьба тяжела. А я сама никогда продавцом в магазине не буду. А буду работать таким образом, чтоб иметь свободу общаться с теми людьми, с кем получается "эффективная команда" (что коллеги, что клиенты).
Это была очень давняя и глубокая детская установка - мне и пяти лет не было. И когда позднее, став девушкой, я стала всë плотнее сталкиваться с психологическим насилием со стороны посторонних людей, эта моя установка "я буду работать так и там, где смогу выбирать, с кем" помогла мне вспомнить о когда-то мягко-нежно-незаметно сломанных личных границах и восстановить их, разрушив деструктивные отношения с мужчиной и с другими вампирами-в-миру.
Всем добра, счастья, творческих реализаций и любви на всех уровнях! :)