В последние дни лента Инстаграма небывало запестрела рекламой товаров и услуг. Звонят из банков, из турфирм - предлагают... спланировать летний отдых.
Понятно, что происходит это не от хорошей жизни: у многих катастрофически упали продажи. И особенно тяжело тем предпринимателям, у кого есть наемные работники...
Я попросила читательницу, которая много лет работает в малом бизнесе, поделиться своим видением выживания в такой ситуации. Это тема о сохранении любимого дела, о честности с сотрудниками и самим собой...
Приглашаю вас всех к обсуждению.
"Предприниматель в любой кризис испытывает двойную нагрузку - ответственность за свою семью, и ответственность за свою команду и бизнес.
Когда наступает финансовый кризис, клиенты негодуют, арендодатели требуют оплаты, поставщики ждут оплат, налоговая давит… А самое грустное - это, конечно, команда, которой вы не можете платить за их самоотверженный труд на вашу идею, на ваш бизнес.
Долги накапливаются, страх провала не дает спокойно вздохнуть. Но надо сделать этот вдох. Надо успокоиться и идти дальше, потому что, как предприниматели, мы несем ответственность за других людей.
Я могу говорить только о своем опыте ведения малого бизнеса (небольшое производство), о тех мыслях, которые родились у меня после долгих размышлений и неудач.
Итак, ситуация - денег нет совсем, и не предвидится в ближайшие 2-3 месяца.
Надо приостановить работу и честно сказать сотрудникам, арендодателю, клиентам, всем, о том, что у вас ситуация плохая. Тут надо сразу перекрыть кран, и не накапливать долги. Возможно, вы возродите свой бизнес, когда ситуация изменится. Если вы поступите с людьми честно, то они к вам вернутся на работу. От вас не отвернутся ваши партнеры и клиенты. Текущие заказы нужно доделать с минимальными затратами - своим силами и силами небольшого количества работников.
Нужно оставить план выплат всем должникам, расставить приоритеты. И продвигать этот план в жизнь, оговорить свои обязательства - решить с каждым индивидуально - сколько, и кому вы должны. Оговорить, что вы будете выплачивать этот долг частями, постепенно. Договориться с теми, с кем можно договориться.
Не брать на себя никаких кредитов, новых долгов. Просто дать себе передышку и отойти в сторону. Если передышки вам не дают и жестко требуют денег, все равно - пытайтесь договориться до последнего. Кому-то придется также жестко отказать в срочных выплатах. Налоги и кредиты, конечно, надо платить, тут никуда не денешься. Возможно, есть способы избежать этого, но я не знаю о них.
У всех бывают провалы. Люди всегда понимают честный, порядочный подход. Сама я была топ-менеджером в такой ситуации (не владельцем фирмы). Владелец в период кризиса полгода врал нам и заставлял работать без зарплаты, чтобы закрыть все свои обязательства перед клиентами и не потерять репутацию.
По окончание этого периода работники потеряли все - не смогли платить кредиты, аренду квартир, не смогли спокойно искать другую работу без денег - пришлось идти в первое попавшееся место. То есть, владелец просто выжал все наши ресурсы и, довольный, свалил в закат. Денег никому не заплатил. До сих пор работает в своей сфере, снова открыл бизнес, все у него хорошо. Вспоминаю этого человека с содроганием - он разрушил жизни многих.
Вторая моя знакомая упорно вела бизнес, имея кредит. Экономические обстоятельства изменились, клиентов на ее товары не стало. Но она тащила на себе этот кредит, работала в одиночестве, все больше уставая, выгорая, и все больше влезая в долги. Несколько раз я немного помогала ей деньгами, но это была капля в море.
Я считаю, в такой ситуации ей все же проще найти работу и попытаться рассчитаться с кредитом со стабильной зарплаты. Она хороший профессионал в своем деле. Да, работать на кого-то после своего бизнеса морально тяжело, но так хотя бы сохранишь свое здоровье.
Понятно, что мало кто основательно готовится к подобным ситуациям, и сейчас многие оказались на нуле и даже в минусе. Поэтому эти мои советы - скорее, на будущее.
Кризисная подушка безопасности - это, по моему мнению, сумма, равная расходам на полгода работы, включая аренду, зарплату, закупку расходников, материалов и налоги. Эту сумму надо просто накопить и не тратить. Это «НЗ» как гречка и тушенка на военном складе :)…
Если за полгода бизнес не восстановился, проще отказаться от него и не вкладывать больше свои деньги.
Вторая важная вещь - хорошие отношения с поставщиками и арендодателями. Всегда пытайтесь наладить конструктивные отношения с теми, кому регулярно платите. Будьте ответственными, пунктуальными, честными. Чем лучше отношения с партнерами - тем больше вероятность, что они поддержат вас в кризис.
К примеру, мой основной поставщик материала «бронирует» мне материал, даже когда я не могу заплатить аванс за него. Таким образом, у меня есть уверенность, что производство не остановится, и материалы всегда есть. Другой партнер бесплатно размещает мою рекламу в своем офисе и приводит новых клиентов. За это я честно «на доверии» плачу ему процент от сделок.
Хорошие люди должны помогать друг другу. Годы совместной работы и взаимная прибыль - такие отношения иногда покрепче супружеских. Дорожите вашими партнерами. И сами поддерживайте их в кризисных ситуациях.
Следующий пункт - клиенты. У меня была ситуация, когда один из поставщиков материала подвел. Я до сих пор не знаю, что у него случилось, но он просто не работал 2 месяца в самый горячий сезон. В результате мои клиенты не могли 2 месяца получить результаты нашей работы.
Мы были не готовы к этому кризису. Мы тянули время, ругались и теряли деньги. Сейчас на такую ситуацию есть отработанный сценарий. Мы обзваниваем всех клиентов и честно говорим, что случилась кризисная ситуация, и мы не выполним вовремя обязательства. Мы предлагаем скидки на свою работу и искренне извиняемся. Как ни удивительно - 99% людей такой подход принимают! Мы постоянно информируем их о ходе дел, а они спокойно ждут.
Есть небольшой процент скандалистов - тут приходится за свой счет каким-то неимоверными усилиями делать им работу… Мы готовы и отказаться от заказа, вернув аванс… но я ни разу не встречала, чтобы клиент этого хотел. В основном все хотят получить результат.
В кризис очень помогают хорошие отношения с клиентами. Как минимум 3 последних клиента сейчас, в этой кризисной ситуации, пришли ко мне по рекомендациям бывших клиентов.
Теория управления рисками говорит о том, что должны быть предусмотрены меры предупреждения и реагирования на риски. В своем бизнесе выявить риски несложно, каждый предприниматель, работая несколько лет, может накопить «базу» рисков и спланировать меры реагирования.
Самое сложное - деньги. Если клиентов нет, долги растут, надо оптимизировать расходы, как бы это ни было сложно. Поговорить с работниками и тех, кто согласен (!) перевести на сокращенную рабочую неделю. Если люди не согласны - уволить их по-хорошему с выходным пособием.
Сменить место аренды на более дешевое, если это возможно. Перейти на работу на дому. Активно искать более дешевые предложения поставщиков. Сократить ненужный персонал. Сократить экспериментальные проекты, расходы на развитие, обучение, социальные гарантии.
Нельзя быть хорошим во всем. В кризис не надо перфекционизма. Убирайте все лишнее, необязательное. Ваша цель - доплыть до берега, даже если на корабле придется срубить все мачты на дрова. Главное - не потерять свою хорошую репутацию, не потерять постоянных клиентов и «костяк» команды.
Не боритесь в одиночку. Советуйтесь со своими партнерами, с ключевыми работниками. Ищите поддержки - как моральной, так и физической. Кризис в бизнесе - это тяжелая ситуация, и надо много сил, чтобы ее пережить.
Лично я противница брать в долг или в кредит. Надо понимать, что беря в долг, вы перекладываете все эти риски на вашего кредитора. Готов ли он к этим рискам…?
Еще одна мысль - это думать о НОВОМ бизнесе. Да, есть вероятность, что не смотря на все усилия, в кризис ваш бизнес не выживет. Минимальная сумма на реализацию новой идеи, как мне кажется, это 500 000 рублей. Зависит, конечно, от отрасли. Эту подушку безопасности «на новый бизнес» надо тоже накопить. Этот совет из серии «используйте кризис как возможность».
Да, если есть подушка безопасности на выживание (на несколько месяцев или лет), если есть накопления на реализацию новых идей, можно использовать кризис для мобилизации сил. Для реализации новых идей. Но я не верю в реализацию новых идей без денег.
Все написанное - только мое личное мнение и касается именно малого бизнеса. Желаю всем побольше сил и терпения!