Мария Воронова, в ЖЖ - marivoronova, разобрала для нас образ Майкла из сериала "Универ". Читаем, обсуждаем... и не только Майкла!
"С удовольствием посмотрев сериал «Универ», я вдруг обратила внимание на персонажа по имени Майкл (Артур Микаэлян).
Сериал - веселая комедия, но как задумаешься о поведении этого персонажа, становится не очень смешно.
Под маской обаятельного бабника скрывается махровый нарцисс, общение с которым в долгосрочной перспективе мало кому доставит удовольствие.
Персонаж вводится в сериал не сразу, и появление его уже достаточно демонстративно. Группа студентов, к которой его подселяют, принимает его в штыки, ибо два года назад он поступил с ними непорядочно. Обвел вокруг пальца и уехал в Италию за чужие деньги по чужому билету, заодно прихватив чужую невинность.
Обманутые ребята не хотят с ним общаться, но Майкл переворачивает все с ног на голову, сваливает ответственность за свою подлость на самих студентов и чуть-чуть на непреодолимую силу обстоятельств, и в итоге убеждает ребят, что он ни в чем не виноват, а они сами дураки и сволочи, что два года на него напрасно злились.
О том, как Майкл учится, нам ничего не известно. Все свое время он тратит на сексуальные похождения, самоутверждаясь за счет большого количества и хорошего качества соблазненных девушек. Это для него единственный способ возвыситься, потому что достижения в других областях жизни отсутствуют.
Неудивительно поэтому, что когда из армии возвращается конкурент Гоша (то же, что и Майкл, только труба пониже и дым пожиже), наш герой приходит в неистовство и совершает целый ряд подлостей, чтобы убрать соперника с дороги (например, советует ему сходить в комнату, где якобы живет доступная девушка, хотя на самом деле там обитает ревнивый муж).
Вообще, друзей у него нет, что тоже показатель. Майкл покровительственно общается с первокурсником Сашей и туповатым Кузей. Ведет он себя с ними как бы по-отечески, свысока, любимая фраза «дай-ка я тебе кое-что объясню». Можно подумать, что он их опекает, но в реальности именно Саша с Кузей выручают его из неловких ситуаций, в которые Майкл постоянно попадает.
Например, он соврал брату, что владеет рестораном и пригласил его сыграть там свадьбу, не удосужившись проверить, что этот ресторан собой представляет. Только вмешательство Саши, уговорившего отца выделить Майклу нормальный кабак, спасает положение.
В неловкие ситуации Майкл попадает потому, что постоянно лжет. Это и простая ложь типа «а чьи это замки? - маркиза, маркиза, маркиза Карабаса», и якобы веселые инсценировки, ибо Майкл у нас «король развода», и более сложные манипуляции, призванные дезориентировать людей, чтобы они делали то, что выгодно Майклу.
Например, Сашин папа нанял его управлять рестораном. Майкл работает плохо, папа какое-то время терпит, потом все же берет нормального управляющего.Майкл тут же придумывает многоходовую комбинацию, чтобы управляющий облажался и его уволили.
Крайняя лживость органично дополняется трусостью и готовностью унижаться перед сильными. Когда Сашин папа проигрывает ресторан, Майкл оказывается в пикантной ситуации - на него кладут глаз и муж и жена. Вместо того, чтобы достойно уйти, наш герой унижается и даже разыгрывает из себя гея, чтобы выжать из богатых супругов побольше благ.
О том, как он выглядит в их глазах, он совершенно не беспокоится, ибо знает, что по любому не станет для них больше, чем секс-игрушкой, так зачем пыжиться и сохранять достоинство? Лучше вытянуть побольше и понтануться перед друзьями.
Наиболее ярко нарциссизм Майкла проявляется в последней части сериала, когда он заводит роман не с кем попало, а с первой красавицей общаги Аллочкой. В этих отношениях наш герой ведет себя неспортивно. Вдохновляясь, видимо, кумиром домохозяек восьмидесятых Гошей из «Москвы слезам…» он с порога заявляет, что главный и мужчина, и все будет решать сам. Типа хочу пива и буду пиво, потому что я мужчина.
Аллочка возмущена, и не соглашается, тогда Майкл предлагает ей побыть главной. Что ж, Алла с успехом справляется с этой ролью, тогда Майкл устраивает настоящий спектакль, с помощью друзей и подкупленного коменданта нагнетает ситуацию до крайней степени, убеждая Аллочку в ее несостоятельности.
Вообще успехи девушки его не сильно радуют. Она поет, выступает вместе с Кузей, пользуется успехом и неплохо зарабатывает. Для Майкла это как кость в горле. Он использует слабого на голову поклонника Аллы, чтобы убедить девушку оставить сцену.
Когда Алла хочет изучить армянский, он обманом подсовывает ей учебник таджикского языка. То есть пусть девочка старается, убивает время, по фигу. Главное - моя приватность не пострадает. Я как вел секретные разговоры с братом, так и буду.
Вообще ложь - это опасный инструмент нарцисса, почти такой же разрушительный, как прямое насилие, а возможно и хуже в долгосрочной перспективе. Насилие видно, мы понимаем, что это оно и принимает меры, кто какие, а ложь… Тут абьюзер создает нам искаженную картину реальности, в которой мы принимаем неверные решения.
Но судя по дальнейшему развитию сюжета, там и до физического насилия недалеко. После очередного выступления Алла случайно поцеловалась с Кузей, и Майкл об этом узнал.
Он выбрал излюбленную тактику нарциссов - насилие молчанием. Отморозился и страдал.
Алла тоже страдала, вместо того, чтобы сесть и подумать, какое ничтожество у нее мужик. Ее бывший Кузя тоже переживал, и будучи туповатым, но хорошим человеком, решил помирить влюбленных. Для этого он придумал план - Майкл должен его ударить, тогда ему станет легче и он простит Аллу.ъ
Майкл действительно не удержался от соблазна, дал Кузе по физиономии, но промахнулся и попал в Аллу. И следующая сцена как бы не преисполнена ужасом и раскаянием мужчины, что он поднял руку на женщину, хоть и неумышленно. Наоборот, вроде как восторжествовала справедливость, виновная наказана, значит, можно ее и простить, но не забыть отжать себе еще плюшку - запрет на выступления.
Девушка соглашается и просит прощения за свой жесткий череп, об который импульсивный Майкл ушиб руку. Типа хэппи-энд.
Поведение Аллы - настоящая находка создателей сериала. Сначала мы видим эту девушку в активном поиске, потом в отношениях с Кузей и наконец с Майклом. Мы видим, как свободная, уверенная в себе, энергичная, нахрапистая даже, наглая и пробивная девчонка, обаятельная в своей красоте и жизненной силе, связавшись с нарциссом Майклом быстро превращается в жалкую приниженную женщину. С Кузей она была самой собой, веселой и довольной, а перед Майклом унижается, в ее лексиконе появились слова «милый», «любимый», «зайчик», и произносятся они заискивающим тоном.
Иногда она делает и правильные шаги - например, хороший эпизод, когда Майкл устроился барменом, и убедил ее, что на работе ему надо притворяться свободным мужчиной, чтобы девушки давали больше чаевых. Алла не стала спорить, а просто пришла в кафе и стала перед его носом вести себя, как свободная женщина.
Но это, увы, всплески, которых становится все меньше. Майкл подавляет свою любимую все больше.
Резюме: нет, Майкл не обаятельный плут с замашками Дон Жуана. Это действительно хитрый, но не слишком умный, лживый, жадный и трусливый эгоист.
Хоть это и ситком, где по определению нельзя осветить такие трагические темы, как насилие в семье, все же нарциссизм Майкла достаточно очевиден и вызывает неприязнь. Это достигается контрастом его поведения со здоровыми в общем отношениями Тани и Саши (в этой паре скорее Таня косячит) и обаятельной парой Саша - Сильвестр Андреевич.
Сериал легкий, веселый, динамичный, смотрится легко и с удовольствием. Советую посмотреть на нарцисса в действии".