Через пару часов, 28 марта, большому писателю Максиму Горькому, моему земляку, исполняется 150 лет, и я, как и обещала, делаю разбор одного из самых деструктивных его героев. Вернее, героинь.
...Из школьного курса мы уже знаем, что Долохов - «самый нежный сын и брат», Печорин - загадочная мятущаяся личность, ну а вот купчиха Васса Железнова «безумно любит своих неудавшихся детей, которые оказались жертвой прежней разнузданной жизни их отца и его жестокого обращения с их матерью», читаю я в сочинении, выловленном в Сети.
Вот об этой «безумной любви» женщины, которая не чурается ни убийства, ни киднеппинга, ни доноса, я и хочу сегодня поговорить.
(на фото - Вера Пашенная в роли Вассы. Лучшее исполнение, на мой взгляд. "Как у Горького".)
…Интересно, почему это «не удались» у Вассы дети? И как вообще у некоторых так получается, что «дети не удаются»? "Такие достались", наверно? Все трое?
...Васса Борисовна Железнова - преуспевающая купчиха. Бразды управления фамильным пароходным бизнесом она забрала в свои руки много лет назад, отодвинув от дел мужа, капитана Железнова, конченного психопата, погрязшего в пьянстве, кутежах, картах и сексуальных излишествах. Живет в доме Вассы и второй психопат - ее брат Прохор Храпов, такой же алкоголик, гуляка и бездельник, как и капитан Железнов. Подле них расхаживает с гармонью и строит "амбициозные" планы третий психопат - матрос Пятеркин.
Ни отца, ни дядю не смущало и не смущает присутствие в доме двух дочерей - 17-летней Натальи и 15-летней Людмилы. Да и Вассу не смущает, что, пока она горит на работе, ее муж привозит в дом проституток, и девочки наблюдают за их «развлечениями». Ни для кого не секрет и то, почему покончила с собой горничная - ее принудил к сожительству и обрюхатил Прохор.
И вот такой человек чувствует себя в доме Железновой своим, постоянно крутится среди ее дочерей, устраивает им "вечеринки" с участием Пятеркина, наливает вина... А мать все это видит и... бездействует. Почему? Не боится же она своего братца? Конечно, нет. Просто ей совершенно безразличны ее дочери.
"Неудачный" Федя и "преемник" Коля
Есть у Вассы и старший сын Федор. В данный момент он умирает от чахотки за границей. Но незаметно, что мать это как-то волнует. Он для нее - отрезанный ломоть. Никакую функцию в ее жизни он выполнять не может, ни для чего ей не нужен, поэтому она «обнуляет» его. Еще один «неудавшийся» ребенок…
(слева - кадр из фильма Глеба Панфилова. Очень неоднозначная Васса в исполнении Инны Чуриковой.)
Зато есть надежда, что «удастся» сын Федора - пятилетний Коля. Из него Васса собирается вырастить себе преемника.
«Васса готова пойти на все, лишь бы сохранить дом и свое дело. Последняя надежда - внук», - читаем мы в сочинении.
Дело - согласна, но причем здесь дом? Вот на дом и на судьбу всех его обитателей Вассе совершенно наплевать. В данный момент единственный не обесцененный член семьи - это маленький Коля. Он еще не успел «разочаровать» Вассу, как «хилый» Федор, «блаженная» Людочка и «свинья» Наталья. Поэтому Васса попросту отказывается вернуть мальчика матери Рашели, жене Федора, которая приезжает за ним из-за границы.
Васса. Не ори! Спокойно. Колю я тебе не дам. Ему другая судьба назначена.
Рашель. Да что вы - зверь?
Васса. Я говорю - не ори! К чему этот крик? Я - не зверь. Зверь выкормит детеныша, и - беги, сам добывай хлеб себе, как хошь. Хочешь куриц ешь, хочешь - телят. Конечно, речь идет не о зайцах, а о серьезном зверье. А ты вот своего детеныша на свободную добычу не пускаешь. И я внука своего не пущу. Внук мой - наследник пароходства Храповых и Железнова. Единственный наследник миллионного дела. Тетки его - Наталья и Людмила - выделены будут в малых частях, тысяч по пятьдесят, им и того - много. Все остальное ему (...). Я тебя врагом не считала, даже когда видела, что ты сына отводишь от меня. На что он мне годен, больной? А дети... вся моя надежда, и оправдание мое - внук.
Рашель. Чем можно тронуть дикий ваш разум? Звериное сердце? Страшная вы фигура! Слушая вас, начинаешь думать, что действительно есть преступный тип человека».
Но автор сочинения, видимо, хоть и смотрит в книгу, но видит фигу. С подачи учителя, скорее всего. Пренебрегая текстом Горького, в котором однозначно говорится о сути Вассы, он «правильно объясняет» ее поступки:
«Маленькому Коле Железнову грозит жизнь за границей, у чужих людей. Или вечные скитания с матерью, возможно, тюрьма. Васса не отдает Колю. А когда невестка пытается настоять, потихоньку сдает ее полиции. Спасая внука - возможно, единственного человечка, в котором может продлиться купеческая династия Железновых. Владельцев пароходов».
Так вот что это, оказывается! Отнять сына у любящей матери, у единственного адекватного человека в этом бедламе - это значит, «спасти внука».
И хотя Васса говорит, что наймет Коле "сааамых лучших" учителей, но разумеется, мальчика ждет не больше внимания и тепла, чем Федора, Наталью и Людмилу. У Вассы вечно нет на них времени, они растут как трава. Такой тип воспитания можно назвать потворствующей гипоопекой. Ребенок ощущает себя ненужным, мешающим...
Васса. Нет у меня времени поговорить с тобой.
Наталья. А Кольку воспитывать - найдете время?
Васса. Ему - мало надо.
Наталья. Нет, больше, чем мне.
"Спасительница" Васса
Васса, кстати, "спасает" не только Колю. Она все время кого-то от чего-то «спасает». Вот, например, как она «спасает» своих дочерей.
Долгие годы она закрывает глаза на распутство мужа и подмазывает кого надо, чтобы его не притянули за эти "художества" к ответу. Но вот приходит день, когда Железнов вляпывается в такое, что старый проверенный способ - взятка - не работает. Оказывается, «бравый» капитан изнасиловал девочку-подростка, и теперь ему светит каторга.
Страдания и дальнейшая судьба жертвы Вассу не волнуют, а вот нависшая над семьей угроза «позора» - неимоверно. Но это манипуляция. Васса попросту пользуется случаем, чтобы сжить со свету ненавистного мужа.
Явившись в его комнату с ядом (он у нее заблаговременно припасен в укромном месте, как предусмотрительно!), она предлагает ему принять порошок добровольно. Ведь ему надо подумать о будущем дочерей («У тебя дочери-невесты. Каково для них будет, когда тебя в каторгу пошлют? Кто, порядочный, замуж их возьмет?»).
Подумать о будущем дочерей! Ну смешно. И Вассе, и капитану Железнову наплевать на них совершенно. Вплоть до того, что девочки обделены и в наследстве. Им она отписывает всего по 50 тысяч, все остальное - миллионы - должен получить Коля.
Наплевать Вассе и на то, что дочери живут в атмосфере пьянства и разврата, постоянно подвергаясь опасности. Что около наивной Людмилы кружит хитрый Пятеркин, а, значит, девочка может попасть в беду. Что Наталья пьет с развратным дядей, и элементарно может быть уложена им в постель, вовлечена невесть во что. Какие "порядочные" женихи, о чем она! Она словно специально создает и потворствует ситуациям, которые могут погубить ее дочерей.
Впрочем, не буду смотреть глубже, чем Горький. Остановлюсь на то, что очевидно: Вассе безразлична судьба дочерей. И вот ради них-то она идет на убийство?! Ну-ну...
Васса. Сергей, вспомни о дочерях! Им жить надо. За пакости отцов дети не платят.
Железнов. А за матерей?
Васса. Бессмысленное сказал. Пойми, Сергей, я на суде молчать не стану. Я расскажу, как ты привозил в мой дом гулящих девок, как распутничал с ними, показывал гулящим-то Наталью с Людой, скажу, как учил их вино пить...
Железнов. Врешь! Это Прохор, брат твой, учил, Прохор.
Васса. Людмилку напугал, и оттого она вроде слабоумной, учиться не может, ни к чему не способна.
То есть, «безумно любящая» мать прекрасно знала, что ее дочерей приучают к вину, что они наблюдают "забавы" отца и дяди с женщинами. Но до поры до времени это ее "почему-то" совсем не волновало...
Васса. Наталья, помнишь, как ты коловоротом дырку в переборке просверлила и забавами отца любовалась?
Наталья. Помню.
Васса. А потом прибежала ко мне, в слезах, и кричала: «Прогони их, прогони!»
То есть, дочь просила у нее защиты, но Васса проигнорировала. Зато сейчас, когда представился долгожданный шанс сжить мужа со свету, каждое лыко приходится в строку. Бедные поруганные дочери! Бедная Васса! Которая все знала, но палец о палец не ударила, чтобы защитить своих детей. Такая вот радетельница об их репутации...
Людмила. Какой смешной, правда? Он все больше пить стал. И Наташу учит...
Наталья. Уже научил.
Рашель. Это серьезно, Ната?
Наталья. Да. Мне очень нравится вино. И опьянение нравится.
Васса. Ты прибавь: а бить меня - некому!
Наталья. А бить меня - некому.
Вот и все. Перевод: мне пофиг, доча, хоть спейся, хоть сдохни, как и твой брат. Ты мне не нужна и никак не интересна.
Но допустим, Наталья "не удалась", пьет, дерзит. Но чем же "провинилась" Людмила? Васса прекрасно видит, что около нее вьется матрос Пятеркин (который говорит: «Людмилка тогда поймет обстоятельство игры, когда уже поздно будет»). А что же «безумно любящая» мать? Она вскользь бросает "слабоумному" подростку, что Пятеркин может ей «ребенка сделать». Вот и вся забота.
Железновы и Храповы
Психопатка Васса или травматик? Сама она говорит, что ее поведение - "от обиды". И действительно, обижаться ей есть на что. К ней жестоко относился муж. Васса сама рассказывает за чаепитием о своих унижениях:
"Отца полюбила я, когда мне еще не минуло пятнадцати лет. В шестнадцать - обвенчались. Да. А в семнадцать, когда была беременна Федором, за чаем в Троицын день - девичий праздник - облила мужу сапог сливками. Он заставил меня сливки языком слизать с сапога. Слизала. При чужих людях. А нашу фамилию Храповых - люди не любили.
Родила я девять человек, осталось - трое. Один родился мертвый, две девочки - до года не выжили, мальчики - до пяти, а один - семи лет помер. Так-то, дочери! Рассказала я это для того, чтобы вы замуж не торопились. А помирали оттого, что родились слабые, а слабые родились потому, что отец пил много и бил меня часто".
И все же, беда Вассы - родом из ее родительской семьи. Достаточно скупой фразы - "Храповых люди не любили". О том, каковы Храповы, говорит и образ Прохора. Из какой семьи мог выйти такой человек? Только из очень нездоровой. Поэтому Васса - совершенно "достойная" дочь своих родителей и сестра своего брата.
Таким образом, в нынешнем поколении Железновых соединились два психопатических клана...
А еще обратите внимание: Васса якобы отговаривает дочерей от замужества. Мол, поэтому и рассказываю вам про издевательства отца. В то же время она принуждает мужа выпить яд под предлогом, что иначе дочерей никто замуж не возьмет. А сама предоставляет дочерей самих себе, прекрасно понимая, что может сложиться так, что замуж им выйти попросту придется... В общем, сплошные противоречия.
«Блаженная» Людмила
В тэгах я указала «бланкинг». Напомню, что это означает «гашение» человека. Мне кажется, что Васса именно «гасит» своих дочерей. И они спасаются кто чем может.
Наталья начинает протестно пьянствовать. Людмила уходит в болезнь. И то, и другое поведение - надрывный крик: «Мама, обрати на нас внимание! Мы здесь, и мы твои дочери!»
Но Васса обходится с ними как с мебелью. «Не вникает». Наталья дерзит ей - Васса парирует. Людмила ластится - Васса ее просто «отодвигает». Не слушает и не хочет слышать.
Людмила. Здравствуй, мама Вася! Милый мой, удивительный сон видела я, удивительно красивый...
Васса (целуя ее). Для тебя, Людок, и явь хороша.
Людмила. Нет, послушай...
Васса. За обедом расскажешь.
Людмила. Там Натка смеяться будет, или еще кто помешает, или я забуду. Сны ужасно легко забываются. Ты здесь послушай.
Васса. Нет, Людок, иди! И пришли мне Лизу живенько.
Людмила. Ах, боже мой! Какая ты сегодня недобрая!
***
Васса. Ты, Люда, поди-ка помоги Лизе убраться в комнатах.
Людмила. Я хочу с тобой побыть. Что ты меня все толкаешь куда-нибудь?
Васса. Дела, Людок, хозяйство.
Людмила. Хозяйство, хозяйство! А для дочери и нет времени, ни минутки!
Васса. Вот буду чай пить - придешь, поговорим, а теперь - иди!
Людмила. Плакать хочется от этого. Я ведь знаю - ты будешь дядю Прохора ругать за то, что он папу распутным зовет, знаю!
Васса (гладя голову дочери, провожает ее к двери). Распутный, это... не обида. Распутный - распутывает. Кто-нибудь напутал, а он распутывает. Вот я - всю жизнь распутываю путаницы разные...
Людмила. Это ты шутишь! Я ведь знаю, что такое распутный! Вот дядя Прохор.
(Васса хочет закрыть дверь за ней.)
Людмилино "слабоумие" - это спасительное экзальтированное отрицание. Ее психика отказывается признавать тот факт, что ее мать жестока и не любит ее. Называя Вассу «человеческой женщиной», Людмила погружается в свои фантазии о хорошей, доброй маме. Она заставляет верить в это и себя, и других.
Людмила. Она тебя любит.
Наталья. Мучить любит.
Людмила. Ты сама ее мучаешь.
Наталья. Ну и я.
"Васса жаждет любви"
Деструктивность Вассы не вызывает сомнений, но по какой-то непонятной причине у таких, как она, всегда находятся защитники, которые "видят глубже" и "не только плохое". Одна из них - народная артистка Серафима Бирман (на фото слева), исполнительница роли Вассы в театре.
"Горький не был бы великим реалистом, если бы счел и показал Вассу только зверем, без единства и борьбы противоположностей. Он - великий живописец словом, великий мастер светотени. Кому дал слово Горький в защиту Вассы? Выслушаем этого свидетеля!" - пишет Бирман в книге "Путь актрисы".
Этим "свидетелем" Бирман видит Людмилу и приводит отрывок из диалога девочки с Рашелью, матерью Коли:
«Людмила. Вот видишь - весна, мы с Васей начали работать в саду. Рано утром она приходит: “Вставай!” Выпьем чаю и - в сад. Ах, Раша, какой он стал, сад! Войдешь в него, когда он росой окроплен и весь горит на солнце… как риза, как парчовый, - даже сердце замирает, до того красиво!.. Вот и работаем, молча, как монахини, как немые. Ничего не говорим, а знаем, что думаем. Я - пою что-нибудь. Перестану, Вася кричит: “Пой!” И вижу где-нибудь далеко - лицо ее доброе, ласковое…»
Свидетельству Людмилы можно было бы не придавать серьезного значения, ведь Людмила - «Блаженная ты у нас… Выродок… Ни на кого не похожа!» (По мнению Натальи.) Людмила - «вроде слабоумной» (с горечью констатирует Васса). Но особое зрение сообщено драматургом Людмиле: не видит она того, что видят все, а проникает взором в то, что недоступно зрению разумных.
Людмилу в раннем детстве какой-то дикой выходкой напугал отец. Странное действие это произвело на душу девочки: она перестала видеть, как темна, как страшна жизнь железновского дома, она примечает только красивое, доброе: парчовый сад, ласковое лицо матери. «Человеческую женщину» распознала, учуяла Люда в той, в ком другие не признавали ничего человеческого.
Правду о Вассе, глубочайше от всех и от самой Вассы захороненную, прозревает Люда - «полудитя», «вроде слабоумной», Люда, умудренная любовью к своей «маме Васе». Я смею думать, что Горький доверял свидетельству Люды, - так велика ли моя (актрисы) вина перед автором, если я признаюсь, что, ненавидя Вассу такой, какой она стала, какой ее сделал капиталистический строй, горячо люблю ее - ту, какой, при иных условиях жизни, она могла бы стать?
Я вижу в Вассе не только зверя, я вижу в ней человека, пусть искаженного, пусть растленного «чистоганом», но все же человека".
...Эх, Серафима Германовна, звучит очень оптимистично, да только не прозревает Людмила "правду о Вассе", а защищается от этой правды. Защищается "слабоумием", идеализацией жестокой, равнодушной матери.
И нет в пьесе такого, что Горький изо всех сил намекает нам на "другую" Вассу. Именно, что он реалист и показал то, что показал, а не что-то другое.
Горький дает оценку Вассе устами многих героев. Рашель называет ее «звериным сердцем» и «преступным типом человека». Вхожий в дом сотрудник пароходства Евгений говорит Наталье, что «мать любит дразнить людей».
И Васса, что характерно, согласна с этими характеристиками! Она сама говорит: «Я людям - недруг». Прямо она говорит и о своих желаниях:
«Я тебе скажу, чего я хотела, вот при дочерях скажу. Хотела, чтоб губернатор за мной урыльники выносил, чтобы поп служил молебны не угодникам святым, а вот мне, черной грешнице, злой моей душе».
На протяжении всей пьесы Васса не сказала ни одного теплого слова, ни сделала ни одного доброго поступка. Она отравила мужа, отняла у невестки-революционерки сына, а для верности - донесла на нее в полицию. Она с безразличием (как минимум) наблюдает за деградацией Натальи и отчаянием Людмилы. Все это не помешало Серафиме Бирман "видеть иначе" и в последней сцене выходить на сцену с цветущей веткой вишни, что есть чистой воды отсебятина.
"Васса, по моему убеждению, жаждет любви. Так много ненависти в Вассе именно потому, что так голодна она любовью.
Так, например, я всей душой чувствовала, что Васса - мать, шальная, недальновидная, безответственная, но мать. Мне не удалось это доказать в спорах с людьми, державшимися другой точки зрения. Но тогда, когда я несла на своих плечах тяжелую судьбу этой женщины, боль материнского сердца испытывалась мной пронзительно.
«На что он мне годен, больной?» - грубо откликается Васса, узнав от Рашели о смертельной болезни Федора. Но знаю, что она лжет на себя: ведь не только наследник, голова всего хозяйства, «сгорает», - «сгорает» Федя, ее сын, первенец".
...Вот что нам дорого обходится - преступный оптимизм, когда мы меряем поступки психопатов своими категориями, когда приписываем им чувства, подобные нашим. "Лжет на себя", "она не могла, она мать". Мать-то мать... Но матери бывают разные. Бывают и так называемые "мертвые убивающие"...
PS Нужно ли разместить теорию о том, что такое "мертвая убивающая мать"?
PPSS Предлагаю обсудить и других героев Горького: хороших и плохих.