Снегов - "Люди как боги"

Sep 04, 2015 00:22

Я точно помню, что в моей любимой библиотеке во времена моего детства эта книжка была. Я повертела ее в руках, посмотрела на картинки обложки, прочла первые строки - и поставила ее на полку. Помнится, меня озадачили и отвратили от чтения этого и странные имена, и картинки, выполненные в какой-то примитивистской манере, но больше всего - само название. Оно показалось мне каким-то... излишне самонадеянным, что ли.
Было мне тогда лет 8-10, кажется.
Потом в ЖЖ я набрела на сообщество, посвященное книге и вообще творчеству Снегова. С интересом проглядывала посты, посвященные обсуждению непонятных мне физических факторов и невнятных гипотез.
Потом нашла аудиокнигу и решила-таки ознакомиться. Тем более что за годы чтения фэнтези я уже привыкла, что люди не только бывают как боги, а в большинстве случаев они этих богов делают одной левой.
Знаете, я озадачена. Я даже хотела пойти в сообщество и спросить: а это точно серьезная книга, написанная всерьез? Это не стеб? ВЫ ПРАВДА ЭТО ЛЮБИТЕ?! Потом решила не нарываться и написать тут)))
Я не буду ничего говорить про физическую сторону вопроса. Во-первых, квантовая физика никогда не была моей сильной стороной, во-вторых, меня не отпускает ощущение, что автор использовал физику так, как в современной фэнтези используется магия. Ну, то есть ей затыкают все сюжетные дырки, и, если надо для развития действия, автор всегда придумает подходящую концепцию использования законов мироздания. Надо искривлять пространство - вуаля! Надо помудрить со временем - да пожалуйста!
Я буду говорить о героях.
Тут я не просто озадачена, я в полном офигении.
Скажите мне, люди, читавшие это, если такие снизойдут до моего поста - эти персонажи точно не стеб? Они и правда так пафосны и серьезны, вы правда считаете их прекрасными? Умными? Зрелыми? Способными действовать в сложных непредсказуемых условиях наилучшим образом?
Тогда почему они ведут себя как школоло-Марти Cью, дорвавшееся до галактических просторов?
Например, меня очень коробит отношение человечества XXV века в целом к прочим звездожителям. Это покровительственное похлопывание по плечу, подачки, постоянная снисходительность. И прочие принимают это как должное. Никто из разумных, построивших свои, в том числе достаточно могучие, звездные цивилизации не возмущается этому взгляду свысока. Зато главный герой, Эли, стоит ему предположить, что какие-то иные цивилизации, гораздо больше знающие и умеющие (это я про Рамиров), смеют относиться к нему не как к равному, визжит так, как будто ущемили не его чувство собственного достоинства, а, собственно, его достоинство. То есть учить жизни ангелов - можно, а признать, что для кого-то ты подопытный кролик - ах, это невыносимая фрустрация.
Еще меня поражало стремление всех героев соваться во все авантюры очертя голову, не только не продумав плана действий, но даже без разведки. Вот они прилетают в звездное скопление, предположительно принадлежащее враждебной цивилизации. Вот им уже кагбэ намекают, что туда соваться не стоит, ибо враг силен. Что делают доблестные звездопроходцы, имеющие в своем распоряжении один корабль и не имеющие никакой связи с Землей? Они очертя голову прут в скопление (разведка? прослушка? нет, не слышали), а потом с удивлением обнаруживают, что враг а)существует б)знает кое-какие фишки, до которых земляне не додумались. Знаете, с моей точки зрения ладно бы они все угробились там сами, это их дело, но они же подставляют все человечество! Когда враг их таки поймает (а ведь чудом вырвались, чудом!), он быстренько прикинет, откуда они, такие резвые, взялись, и если не немедленно, то вскоре на Землю явятся милейшие разрушители, целью которых, как уже известно, является уничтожение жизни во Вселенной. А пацаны-то и не знают! (с), потому что дальней связи с Землей - нет!
Второй визит в Персей еще нелепее. Ладно, предположим, многострадальной старушке-Земле обязательно надо нестись на другой конец галактики причинять добро и наносить пользу, для этого и эскадры звездолетов не жалко. Но опять - где разведка? Где изучение возможностей врага и его методов? Да почему вообще на Земле решили, что если некие звездожители, с которыми еще не было контакта, антропоморфны, то они по умолчанию добры, прекрасны и разделяют земные ценности? И помогать надо именно им, а не их противникам? Это ж детский сад какой-то "У Маши красивое платье, я хочу с ней дружить".
Отдельно хочу сказать о главном герое, от лица которого идет повествование. Вот он, Марти-Сью, во всей своей красе. За три книги он не сделал ничего выдающегося, кроме выдающихся глупостей. При этом все вокруг в восхищении, как та королева, и на него чуть ли не молятся. Его назначают адмиралом звездного флота (который он благополучно гробит, слава богу, не весь) при вторжении в Персей. Его назначают надзирающим за капитаном во время экспедиции в Ядру. При этом он по образованию - терраформиратор (если так можно сказать). Все его гениальные решения - это или везение, или авторский произвол (да, я не полюбила этого персонажа).
При этом психологически все, абсолютно все герои, или картон, или истерики. Они со слезами радости обнимают друзей, с которыми расстались месяц назад, но достаточно спокойно переносят гибель планеты или члена команды - так, немного подавлены. Особенно меня "порадовало" решение героя и его жены (жена там такая... функция, впечатление, что в то время, когда она не с героем, ее отключают и ставят в шкаф) взять с собой в экспедицию в Персей новорожденного сына. Они летят воевать с достаточно сильным врагом, который хорошо потрепал их в прошлое столкновение, с врагом, о котором они практически ничего не знаю, кроме того, что он силен, и берут с собой сына. Новорожденного, Карл! Обоснуй просто охуенный (извините, иначе не скажешь): а зачем ему жить, если мы умрем? Это же НАШ сын! А потом, когда ребенок (подросший уже, и, разумеется, гений и вундеркинд - кто ж еще мог родиться у Марти-Сью?) не выносит мытарств и умирает - они горюют. Правда, не слишком сильно: ведь в этот же момент приходит в себя раненый друг, и герой успевает искренне порадоваться за друга! Люди, у меня были "глаза Феликса", когда я слушала эту сцену!
Ладно, я поругалась достаточно. Теперь оргвыводы.
Вообще мне показалось мироощущение этой книги очень "шестидесятническим". Ставлю в кавычки, потому что это мое представление о шестидесятых, может не соответствовать истине, меня там не было. Сильно, хоть и подспудно, ощущается спор физиков и лириков. Моральные установки героев, их максимализм тоже кажутся мне характерными для эпохи.
Впрочем, довольно вероятно, что если бы я все же прочитала это в детстве, я бы зафанатела. По эмоциональному интеллекту там как раз лет на 10.
Так что я рада, что в детстве читала Ефремова. Наверно, его тоже можно за многое критиковать, но его персонажи, по крайней мере, уравновешены и способны просчитывать последствия своих поступков.

Да, можно считать очередным днем лытдыбра, ибо не рецензия, а дыбр как есть)))

грызуны и суккуленты, 100 дней лытдыбра, изба-читальня

Previous post Next post
Up