Я могу говорить о СДВГ, как о вещи, с которой знакома сама максимально близко. Знакома как специалист - я нейропсихолог и психолог, работающий в КПТ, как пациент, как мать ребёнка с СДВГ и РАС.
Говорят СДВГ стала крайне популярной темой в интернете. И все, кому не лень, приписывают себе этот диагноз. На самом деле это не так! Я, будучи сама нейроотличной, изучила это вопрос и с точки зрения медийных личностей (актёров, блогеров, авторов каналов о СДВГ и РАС) и с точки зрения специалистов, т. е психиатров и психологов, работающих с СДВГ и РАС. И могу заверить, что большая часть, кто заявляет о себе, как о человеке с нейроотличностью, имеют подтверждённый клинический диагноз.
Проблема не в них и их колличестве, а в том, что их открытость у некоторых людей вызывает злость, непринятие, агрессию (желание хейтить, травить, обесценивать).
Но, СДВГ - это реальность, поверьте, она нам тоже не нравится. СДВГ - это тяжело, это меняет жизнь человека и его близких, и возможность говорить о своей особенности для многих является глотком свежего воздуха в душной комнате. Это откровение, это выход из тени своих нейроОБЫЧНЫХ друзей, детей "маминой подруги", сотрудников, родственников.
Дело в том, что этот диагноз признали не так давно (90-е годы), а многие психиатры до сих пор не готовы работать по методикам диагностики СДВГ, уже признанным мировым сообществом специалистов, и эффективно помогающим людям разобраться "что с ними не так".
Социум, так же может быть закрыт для инаковости. Легче принять человека с недугом, который можно увидеть глазами или который не так стигматизирован как психические особенности.
Например, человеку с больным сердцем, или с отсутствием конечности, или с диабетом легче быть принятым, услышанным, получить понимание, помощь, принятие, чем человеку у которого есть трудности с социальной адаптацией, с организацией рабочего времени, трудности с коммуникацией, с отстаиванием границ.
Многим кажется что эти социальные способности легко даются, как будто бы мы все рождены с ним. И мы с трудом верим человеку у которого есть трудности с организацией рабочего времени, с поддержанием устойчивых отношений, с контролем поведения. Легче представить что он делает это всё "специально", немерено. Или что он просто " НЕ СТАРАЕТСЯ! " Как же бесит эта фраза всех СДВГ-шников!
И ведь правда, в голову не заглянешь и не увидишь: слабую стимуляцию лобных долей мозга и низкий дофамин(частые биологические причины СДВГ) - ментальные проблемы не осязаемы. А для некоторых особо "не верующих" и официальный диагноз ничего не значит. И получается, что люди, социальная жизнь которых и так стигматизирована, получают ещё больше хейта, причём часто от самых близких, от которых больнее всего.
В этой статье мне хочется поддержать всех нейроотличных.
Мы есть!
Наша особенность реальна!
Она доказуема, даже во взрослом возрасте.
И для нас есть помощь!
Наша жизнь может стать комфортнее, спокойнее, интереснее, радостней. Нам нужна помощь. Это не стыдно! И это важно!
А этапы для изменения таковы:
Во-первых, это диагностика, у психиатра, того кто работает с Клинической диагностикой на основе МКБ/DSM и вспомогательными инструментами, такими как Стандартизированное интервью (DAWBA, DISC, DIVA-5), Скрининговые опросники, Объективные показатели внимания.
Во-вторых, выбор профессиональной поддержки и помощи, она может быть: медикаментозной, психологической, и психолологической и медикаментозной вместе.
В-третьих, ( лучше вместе с психологом) открытость, т. е. признание своих особенностей: восприятия (сенсорные перегрузки), поведения(социальная адаптация, конфликты), особенности внимания и памяти (трудности удержания внимания, объем памяти, рассеянность, "ловушки" времени) энергетические возможности (быстрая утомляемость, эмоциональные перегрузки, слабость нервной системы).
В-четвёртых, коррекция того что можно и нужно изменить, а именно, поведенческих реакций, сложностей запоминания и удержания внимания на предмете, "чехарда мыслей", быстрое выгорание на рабочих процессах, отсутствие планирования жизни, сенсорные перегрузки во время гиперфиксации, сложность с удержанием отношений с одним партнёром, депрессии. И многое другое.
СДВГ не приговор, а путь к себе, в какой-то степени это осознанный выбор быть собой и жить себе во благо.
И на пути к себе сдвг-шнику нужен проводник, человек, который будет рядом, который примет его таким какой есть и поможет справляться с трудностями. Этим человеком может стать мама, папа, друг, любимый, и конечно же психолог.
Психолог подойдёт к своему участию более профессионально чем близкие, а иногда и более человечно, с любовью.