Оригинал взят у
seravima в
Эндрю Ньюберг, Марк Роберт Уолдман. Как Бог влияет на ваш мозг."Авторы книги, американские ученые-нейробиологи, в самом начале заявляют ради объективности, что религиозностью не отличаются, более того, один допускает существование Бога, а другой предпочитает рассматривать Вселенную исключительно с естественнонаучной, доказательной точки зрения.
В течение четырех лет они сканировали мозг францисканских монахинь, пятидесятников, сикхов, йогов, буддистов и прочих молящихся или медитирующих субъектов, чтобы ответить на вопрос, поставленный в заглавии; впрочем, правильнее было бы говорить о влиянии на разум не Бога, а различных представлений о Боге.
Исследованиям подвергались протестанты (62 процента; их в США большинство), католики (21 процент), иудаисты (2 процента) и прочие (5 процентов), в числе которых православные, буддисты, сайентологи, мормоны, индуисты,мусульмане; остальные 10 процентов не относили себя ни к какой конфессии.
Общий вывод: причастность к религии оказывает благотворное влияние на любого человека. Те, кто еженедельно посещает церковь, меньше подвержены риску инсульта (но не инфаркта, поскольку речь о мозге, а не о сердце); молитва (или медитация) способствует сохранению нейронной активности, нейропластичности и толщины коры головного мозга (которая, как правило, с возрастом истончается); молитва, оказывается, вызывает в организме выброс антистрессовых гормонов, нейрохимических веществ и нейротрансмиттеров (допамина и серотонина), снижающих склонность к курению, злоупотреблению алкоголем и депрессии.
Однако религиозные воззрения, основанные на представлениях об авторитарном Боге, обвиняющем и карающем, а таких воззрений придерживается 48 процентов опрошенных, могут быть опасными для здоровья, вызывать, напряжение, стресс, депрессию, тем самым открывая путь многим болезням. Также и некоторые способы медитации, например кундалини, способны разрушать психологическую защиту и порождать беспокойство, страх и даже галлюцинации.
В большинстве случаев глубокая вера благотворно сказывается на психическом состоянии и здоровье, если только не сопрягается с ненавистью к иноверцам и вообще инакомыслящим, порождая агрессию. Злоба и враждебность - достаточно слушать гневные речи или наблюдать сцены насилия в видеоиграх - нарушают нормальное функционирование многих отделов мозга, причем негативные эмоции оказывают более сильное и длительное влияние, чем позитивные.
Функции мозга стимулирует интерес к духовным вопросам; в частности, вдумчивое чтение Священного Писания, стремление понять смысл этих текстов, размышления о насущных проблемах человечества активизируют сложные цепочки мозга; вообще интеллектуальные занятия, книги, лекции, шахматы помогают сохранить дендриты и аксоны, соединяющие один нейрон с тысячами других, и улучшает работу лобных долей, ответственных за возрастные нарушения, в частности, памяти; весьма полезна, как отмечается, привычка перебирать четки.
Вера равнозначна оптимизму, а значит, открытости и общительности. Сканирование показало, что во время молитвы снижается активность в теменной доле, той части мозга, которая несет ответственность за формирование нашего чувства собственного «Я»; человек, во-первых, получает возможность ощутить свое единство с предметом созерцания, т.е. с Богом, а во-вторых, приобретает способность откликаться на эмоции другого человека, реагировать на чужую боль, испытывать сострадание. Авторы приписывают эти завоевания какой-то поясной извилине, которая ответственна за коммуникативные навыки; так или иначе, благодаря молитве мы можем стать менее враждебными и эгоистичными и более расположенными к диалогу с окружающими.
По поводу отношений человека с Богом авторы приводят забавную аналогию: мы понимаем Бога примерно как понимает собака своего хозяина, т.е. она, вероятно, слышит что-нибудь вроде «тыр-пыр, Тузик, тыр-пыр, еда», но совершенно не знает наших интересов, обязанностей, устремлений, мыслей; так же было бы чрезвычайно самонадеянным полагать, будто мы понимаем подлинную сущность Бога. Но, продолжая аналогию, если мы, подобно собакам, которые любят нас, будем верить в Бога, проявляя любовь и преданность Ему, то почему не надеяться, что Бог ответит нам тем же.
В недавнее время появилось немало антирелигиозных сочинений (самое известное «Бог как иллюзия» Ричарда Докинза), авторы которых не просто отрицают Бога, но называют религиозные убеждения опасными как для отдельного человека, так и для общества. Книга, о которой мы очень коротко рассказали, опустив множество рекомендаций, мало пригодных для православного христианина, недвусмысленно указывает на обратное, основываясь на объективных научных исследованиях".
Источник записи - сайт Богородично-Рождественской девичьей пустыни в с. Барятино Калужской области -
http://www.feofila.ru/ Люблю его читать. Там светлые, честные слова - о людях, о Боге (и о кошках, о которых монахини заботятся). Там нет ни фальши, ни нетерпимости.