Концерт-выставка - так определялся жанр вечера, который провело издательство «Вита Нова» в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына. И в этом определении уже явлена вся уникальность события. Живопись и звук, музыка и стихи, раскрытые визуально, соединились в одном пространстве органично, проявив своё родство и единство. Подобные вечера, кажется, не устраивает никто, кроме «Вита Нова» - издательства, соединившего творческий и очень личностный взгляд на культуру с опорой на классические, дореволюционные ценности книгоиздания и «золотой фонд» литературы.
В серии «Варварская лира» на протяжении уже 17 лет «Вита Нова» издаёт книги бардов - поющих поэтов. Иллюстрации к книгам были представлены на выставке, а сами барды (некоторые из них) выступали на сцене: Вадим и Валерий Мищуки, Вероника Долина, Натэлла Болтянская, Владимир Бережков, Андрей Анпилов, Александр Деревягин, Алексей Захаренков, Татьяна Алёшина, Елена Фролова. Даже Надежда Сосновская смогла принять участие в вечере, находясь в тот момент в Крыму, в Феодосии. Но её видеопослание и видеовыступление долетело до зрителей.
Всю эту официальную информацию - что было и чему посвящено - легко найти в интернете. А вот сам дух вечера, пронзительный, тёплый и живой, описать невозможно… Всё-таки Виктор Луферов прозрел, ухватил и назвал самый нерв, «золотую жилу», источник творческого поля и пространства, на котором могут встретиться и сотрудничать по-разному талантливые люди: ПЕРЕКРЁСТОК.
Вот и «Вита Нова» - такой же перекрёсток, где очень многое взаимно пересекается и обогащает друг друга. Художники, поэты, литераторы, вся команда издательства, классики и новаторы - в непрестанном диалоге. Сразу много «языков» задействовано, много взглядов на реальность.
«Перекрёсток» стал пространством созидания и творчества именно в наши дни, когда скопившееся в культуре наследство огромно, и при этом недостаточно осмыслено, недопонято, недовостребовано. Официальная «табель о рангах» и схемы интерпретаций давно не работают, а новых по-настоящему авторитетных подходов не существует - всё относительно, «на свой вкус и цвет». И «Вита Нова» восполняет именно эту - вопиющую и зияющую - потребность, создав в современной российской культуре литературно-художественный ПЕРЕКРЁСТОК: пространство высказывания и одновременного отклика на него, его творческой интерпретации, когда один художник прочитывает другого.
Продуктивность, уникальность, интересность, незаменимость - самые очевидные результаты такого подхода. А ведь есть и неочевидные. Например, вертикаль времени, связи и переклички между историческими эпохами, «дней связующая нить»… Эта сквозная тема времени очень чувствовалась на концерте: самоотчёта перед лицом времени, горящей памяти о тех временных рубежах, которые требуют ответа и отклика от живых, понимания своей личной судьбы через призму времени…
Параллельно с поэтическими высказываниями, песнями, звучавшими со сцены, в воздухе витало и другое время, измеряемое личной дружбой, встречами, близостью. Известно, что бардовский круг буквально прошит, пронизан многолетними дружбами и перекличками, словно велосипедное колесо - спицами. Держится ими. Представляя выступавших, Алексей Захаренков вспоминал о внушительном стаже своих личных отношений с каждым. И «историческое» время, звучавшее в песнях, мгновенно рассыпалось в весёлые дребезги, превращая в сиюминутное, нетленное время общения, отклика, связи и узнавания.
Много эмоций, тепла, радости - и ощущения их живости, неуничтожимости - было на концерте. Но сквозь все значительные внешние масштабы - миссия издательства в культуре, уникальность книжной серии, ценность авторской песни и пр. - проступал главный масштаб, определяющий всё остальное: внутренний масштаб личности.
Речь об Алексее Захаренкове, конечно же. Регалии опускаю - они всем известны. На большую часть действа он смотрел «из-за кулис», как зритель. На сцену вышел с гитарой петь свои замечательные песни, оправдываясь и извиняясь («Эх, чтоб завершать прошедшие два отделения, надо же соответствовать…»). Но как известно, чем меньше человек подчёркивает свою значимость, тем она ярче и очевиднее.
Понятно, что книгоиздание - дело коллективное, и у «Вита Нова» есть потрясающая команда. Но как «Перекрёсток» Луферова держался Луферовым, так и Захаренков - основа, опора, источник всего что происходило и происходит. Не устаёшь поражаться: как, будучи сам талантливейшим бардом, автором ярких и незаурядных песен, он создал настолько свободное и открытое пространство для других авторов? Ведь это уникальное и редчайшее свойство для художника - позволить светить другим, раскрывать их таланты, а не настаивать на своём любой ценой.
Благодаря Алексею, творческий заряд «Вита Нова» усилен и перемножен на бесценность его личности, его единственность. Его душевный и творческий дар - вроде закваски, на которой всходит всё тесто. И это тем пронзительнее понимать, что он вечно пытается отступить «за кулисы», дать раскрыться другим, как бы и не осознавая своей исключительности.
Впрочем, сама авторская песня на том и стоит, тем она и питается - единственностью и незаменимостью каждого. И при этом - способностью расслышать, признать слово и голос другого. Не просто соглашаться с «инаковостью», но любоваться ею.
(с) фото - Веры Авдеевой