ГОЛОС ВЕТРА

Jul 05, 2017 17:25

Почти 10 лет назад, на «Груше» 2008 года, я расплёскивала свои восторги перед Сергеем после его выступления и спрашивала - ну, когда же выйдет альбом его песен, когда? И потом ещё несколько лет после разных концертов - а альбом-то как же? Ведь мы так хотим всё это слушать и чтоб постоянно было под рукой, и каждую минуту, и сколько хочешь… И однажды он ответил: песня на каждом концерте звучит с такими неповторимыми нюансами и оттенками, которые есть прямо сейчас, только в этот момент. В следующий раз будет уже по-другому. А альбом всё это убивает. Там «увековечено» некое конкретное исполнение, которое, может, и не лучше остальных, но множество нюансов утрачено. И вот это очень жаль.

При этом к зрительским записям с концертов, которыми переполнен интернет, Сергей относился философски, даже если они были плохого качества. Но сам сделать этот шаг - расписаться, что вот, мол, мой итог, результат в виде песенного альбома, - не решался очень долго.

Потом, к счастью для нас, появились и диски. Но вот это его отношение, невообразимая чуткость к каждому нюансу, переходу, к тонкому значению, к их бесценности и единственности, остались в памяти как «ключ» ко всему Серёжиному творчеству. Ведь он слышал этот веер оттенков и подтекстов не только в музыке, но и в слове - в любом полюбившемся ему стихотворении.

Внутри у Сергея так и сохранялась неуступчивость - «невозможно». Сколько не старайся, каждая песня - лишь одна из версий. А вся полнота музыкального звучания стихов и их смыслов - невоплотима. И в том, как он держался на концертах, разрушая даже намек на стилистику «официоза», как комментировал свои песни и исполнение, слышался его вечный скепсис и знание - сколько ещё остаётся невыраженным, не прозвучавшим.

Когда человек умирает так рано, практически молодым, всё перекрывает чувство, будто поле возможностей не исчерпано и столько ещё не сказано. Но я вспоминаю Сергея и свои короткие разговоры с ним, и чувствую его ответ - «невозможно». Совершенство, живущее в его глубине, тот образ стихотворения или песни, которые ему открывался, воплотимы лишь отчасти. И это «отчасти» - своего рода земное проклятие… Он, мне кажется, никогда бы не согласился, так до конца и не принял бы этой своей - и нашей - обречённости на неполноту. Так и сохранялась бы в душе неуступчивость. Может, даже дойдя до определённой черты в судьбе, он бессознательно, своей глубиной почувствовал, что «пора», чтобы не начать себя хоть в чём-либо повторять, чтобы даже намёка не было на исчерпанность…

После первого всплеска горя и отрицания - «нет, не может быть», продолжая и сейчас горевать, я всё яснее понимаю главное «послание» Серёжиной личности: совершенство, небесную гармонию, которую слышишь в душе, нельзя предать даже на мгновение. Невозможно признать «завершённым», то что ещё только начинает раскрываться. Это осталось и в его песнях, где столько тонкости и внутренней перспективы, и в самой его личности, и даже в его раннем уходе.

В последние годы в финале каждого его московского концерта, когда зрители выкрикивали «заявки», моя просьба была всегда одна и та же - спеть «Татуировку» (которую ещё называют «Колокольчик» - по первой строке «Колокольчик - голос ветра…», на стихи Ольги Родионовой). При всей прекрасности и любимости многих других песен Сергея, именно эта воспринималась его «визитной карточкой» (и не только мной). Без неё концерт оставался в чём-то незавершённым.

И сейчас я думаю, что «Татуировка» словно след или печать сохраняет очертания самого Сергея и его искусства. Точно так же кажется, что птица «увековечена», что удалось перенести её образ на кожу - и этим умертвить, удержать на месте. Как теперь Серёжин голос и интонация остались в записях и на дисках… Но колокольчик на дверях изо дня в день вздрагивает неповторимо, от каждого порыва ветра - особенно. И только Сергей, мастер невысказанных смыслов, это слышал. И невольно - или вольно - учил слышать других.

* * *
Колокольчик - голос ветра - на китайском красном клёне.
Мне сказал татуировщик: будет больно, дорогая,
он собрал свои иголки, опустившись на колени,
на его лопатках птица вдаль глядела, не мигая.

Он достал большую книгу в тростниковом переплёте.
Будет больно, дорогая, выбирай себе любое:
хочешь - спящего дракона, хочешь - бабочку в полёте:
это тонкое искусство именуется любовью.

Я его коснулась кожи, нежной, смуглой и горячей,
точно мёд, в бокале чайном разведённый с красным перцем.
Будет больно, дорогая! - Я не плачу, я не плачу,
я хочу такую птицу, на груди, вот здесь, над сердцем.

...Колокольчик - голос ветра - разбудил нас на рассвете
алым, жёлтым и зелёным дуновением Китая.
Было больно, больно, больно!.. но, прекрасней всех на свете,
на груди горела птица, никуда не улетая.

……………………….
«Это тонкое искусство именуется любовью…»

эссе, барды, Труханов, память

Previous post Next post
Up