Шедеврами, как оказалось, бывают не только стихи, симфонии и картины, но и песенные диски. Большинство из нас привыкло считать диск чем-то вроде «сборника» определённого времени или жанра. Однако новый альбом Надежды Сосновской «Невесомый» - очень целостное и завершённое высказывание. Это не «сборник» песен, а художественное произведение. И оно небывалое в своём роде, такого ещё не случалось в авторской песне. «Поющая поэзия», «театр песни», «камерная песня» - все эти определения лишь очерчивают дальние окрестности.
Прекрасная и очень личностная поэзия соединилась с талантливой и чуткой к стихам музыкой - и родился целый мир, переполненный чувствами, звуками и образами, будто цветущий сад. Мир альбома получился просторный как земля, лёгкий как воздух, всеобъемлющий как вода и яркий как огонь. А стержень, вокруг которого всё это вращается, словно планета вокруг оси, - человеческий голос. За ним открываются всё новые и новые миры, только уже внутренние: миры памяти, любви, душевной преданности, мир бережных воспоминаний и подробностей. Память сохранила, а любовь одухотворила, привела в живое настоящее и осветила немеркнущим светом всё, что когда-то было любимо, - и осталось любимо навсегда.
Красота альбома - не просто в мастерстве и творческой свободе. Это очень собранный, целостный, зрелый взгляд на свою судьбу и путь. Он рассказывает о том, что держало и вело душу на протяжении всей жизни. И пробивает сердце слушателя, как это делают лишь полная искренность и доверие. Чтобы так взглянуть на прожитое и проживаемое, нужно очистить душу от обид и обвинений, освободиться от предубеждений и раскрыться потоку любви. Стать прозрачным для света.
Одиночество и боль никуда не уйдут из жизни, неотступно остаются с нами. Но на этом диске память о них преображена в принятие - музыкой и исполнением. Моменты противостояния жизненным трудностям открывают силу преданности. В песнях Надежды Сосновской меня всегда поражала немыслимая стойкость сердца, верность себе, глубинное достоинство. Однако гитара более аскетична, чуть добавляет жесткости. А когда «симфонизм», скрытый в песнях Сосновской, сполна проявился с помощью музыкальных инструментов и талантливейших аранжировок, то верность себе обернулась источником лёгкости и свободы.
Музыка всегда передаёт сверхличное, то, что человеку не подвластно. И когда музыка наполнила песни Надежды, вступила в диалог с её поэзией, воссоздала вокруг стихов большой и многоликий мир, талант Сосновской словно «заново родился». Как будто в ней проснулось детское счастье быть в центре жизни, ощутить обращенность мира только к тебе - твоей душе и сердцу. Почувствовать опору в творческих единомышленниках и союзниках с той силой, с какой это бывает лишь в детстве, когда твоя рука - в надёжной взрослой руке того, кому ты полностью доверяешь.
Парадокс: альбом рассказывает о прожитой судьбе, о её горестях и утратах, о том, что уцелело и живо «вопреки», и о том, что предстоит переход, что мы на этой земле - не вечно… А с первой и до последней минуты не покидает ощущение детской лёгкости, покоя и света. При этом слёзы наполняют сердце и стоят в нем словно вода в колодце так же неизбывно, всё время, пока звучат музыка и голос. Плачешь и радуешься одновременно, как бывает в самые высокие минуты жизни.
На презентации «Невесомого» в библиотеке им. М.Волошина прозвучали все песни с альбома, но впечатление от концерта и записей различается. С диском остаёшься один на один, и все песни на нём звучат более интимно, проникновенно, как разговор с тобой, слушателем, лично. Множество нюансов, красоты, музыкальных находок… Концерт - ситуация публичная, многолюдная, там больше прямого общения Надежды с залом, её рассказов и комментариев. И музыка живая, исполняемая прямо здесь и сейчас. Сосновская пела, а музыкант и композитор Александр Махнев играл на пианино, и его исполнение, шутливые комментарии, обаяние - неповторимы. Воспринять такое тоже можно только на концерте.
«Невесомый» в записи и на сцене - это два разных разговора и события. Об одном, но по-разному, с новыми оттенками. Всё-таки именно на живом выступлении чувствуешь энергию момента, сегодняшних чувств исполнителя. Поэтому так важно не только услышать альбом, но и попасть на презентацию (будет еще одно представление в марте - в книжном магазине-клубе «Гиперион»).
Я, кстати, спросила из зала на концерте в «Волошинке» (когда зрителям предложили задать вопросы) - почему диск называется «Невесомый»? Ответ получила. Но теперь, после того, как услышала альбом, у меня есть и свой личный ответ: невесомым становится мир, когда сердце легко и свободно от обид. Когда душа знает свой исток, свою родину. И понимает, что никогда с ней не разлучалась.
КОММЕНТАРИЙ ОТ НАДЕЖДЫ СОСНОВСКОЙ:
Дело в том, что эта свобода и легкость в пении пришли благодаря Саше Махневу. Он сразу рекомендовал - не петь, а рассказывать. Похоже, получилось. Ну, и своим подходом к моим стихам, своим музыкальным прочтением, он мне просто душу согрел и очистил. Отсюда и результат. Играть музыку - это одно. Играть текст - совсем иное. Саша из редчайшей породы музыкантов, слушающих текст, сливающихся с текстом и чужой эмоцией. Потому у меня в стихе, ему посвященном - "играет жизнь мою без нот".
Видео концерта-презентации, за которое большое спасибо
two-piz-za!
Click to view