Зимнее море ошеломило, не могла от него оторваться, гуляла вдоль побережья часами. Лицом к лицу только в этом январе с ним встретилась. В Неаполе два года назад море лишь шумело издалека в темноте, мешаясь с ветром, почти невидимое глазу (днем были путешествия по городу и в Помпеи), а в Венеции всё-таки не море - лагуна. Вода там, скорее, - сцена и декорации, среди которых созданное людьми растворяется сотней бликов и отражений, но внимание захватывает рукотворное чудо и атмосфера, свет и воздух.
А в Крыму зимой море неприрученное, дикое. Говорит не останавливаясь, захлёбывается собой. Размах волны - почти океанский. Резкий контраст с летом, когда море оккупировано купальщиками и отдыхающими. Опутано, словно Гулливер цепями, - траекториями серфингистов, яхт, моторок, водных лыжников и катамаранов. И зимой оно всё это сбрасывает, очищается, ликует на свободе.
Чувство свежести и чистоты от зимнего моря - главное. А ещё его голос, рокот, несмолкаемая музыка… То и дело вспоминаешь строки: «И море чёрное, витийствуя, шумит // И с тяжким грохотом подходит к изголовью». Оно витийствует именно зимой, неизвестно к кому обращаясь. Удача, если довелось подслушать его монологи.