Ежегодные «Луферовские пения», учрежденные «Первым кругом», оказались очень живым и подвижным форматом: не «концерт памяти», а, скорее, - мини-фестиваль, в котором время уплотнено и сжато до одного вечера.
Замечательная и плодотворная идея «пений» - в качестве хребта, сюжетной опоры концерта использовать определённую тему, образ. В прошлом году это было «Воспоминание о Перекрестке», луферовском театре песни. А в этом марте - тема Спутника, очень важная для Виктора. Недаром им написана «Баллада о твоём спутнике» и столько песенных обращений к жизненным и творческим спутникам, друзьям, собеседникам, а то и оппонентам.
Спутник - тот, кто собирает тебя воедино, и побуждает идти дальше. Ведь он - другой, отличающийся, по-иному скроенный. В связке и рядом с ним приходится отстаивать свою собственную целостность и ценность.
Первоначальная идея нынешних «пений» заключалась в череде диалогов, парных выступлений. Виртуальным спутником самого Виктора на концерте стал Сергей Чесноков (их диалог мы увидели в видеозаписи). Ушедшие в один день - первый день наступившего года - Александр Смогул и Евгений Бачурин так же общались на видео. «Машина времени» перенесла нас на 60-летний юбилей Смогула, где Бачурин вдохновенно пел юбиляру «Последнего менестреля»… А на сцене тем временем появилась первая пара спутников: Михаил Кочетков и Андрей Анпилов, с неизменными, но не стареющими рассказами друг о друге, тёплыми и смешными взаимными посвящениями.
Так бы оно всё и шло - отлаженными дуэтами. Но жизнь, как водится, внесла свои коррективы.
Кто-то приболел, кто-то экстренно уехал… Прямо на глазах участники обрастали новыми, неожиданными спутниками: Надежда Сосновская вышла на сцену с поэтом Виктором Коркия. И именно в этот момент потянуло воздухом какой-то особой лёгкости и свободы. Ведь пространство жизни, культуры, исторических испытаний - общее… Незримый диалог легко сложился. Этот фрагмент вечера получился литературным: Надя читала рассказ о путешествии в Польшу, Виктор - подборку стихов. И хотя сама Сосновская и пошутила: «У нас тут всё-таки пения, а не чтения», но именно этот прорыв литературы в песенный концерт показался мне очень важным. Он раздвинул жанровые ограничения и рамки. Ткань происходящего словно бы рождалась сама собой, а не по чьему-то волевому умыслу и решению. Это блаженное ощущение естественности всегда воскресает от живых воспоминаний, баек, историй… Но обычно эту нишу в концертах занимает Бережков, славящийся искусством непринужденного и колоритного рассказа. А тут на сцене встретились два его творческих спутника и друга, обычно не выступающие вместе. И на пересечении поэтического чтения Коркии и Надиного рассказа вдруг отчетливо возник образ Бережкова, чувство его присутствия между нами.
В этом, мне кажется, и была главная магия вечера - стерлось различие между реальным и виртуальным присутствием собеседников-спутников. И не важно - рядом сейчас человек или нет. Спутником-собеседником его делает обращенность сердца к нему, память о нём, его нужность другим.
Та же Сосновская спела песни на свои стихи и музыку своего старшего сына Александра. Это тоже - форма союза, обоюдного диалога и сотрудничества. Важная - если не ключевая - грань образа спутника как «союзника» на творческом пути.
Она проявилась и когда Андрей Анпилов вышел к концу вечера в другом дуэте - вместе с Владимиром Туриянским, в качестве музыканта, друга и «второй гитары». Сам Туриянский - на редкость полное воплощение «спутника» на жизненных путях-дорогах. Когда он на сцене, даже уставшие зрители оживают и радостно улыбаются. Владимир так открыто, дружественно и щедро приглашает всех в спутники и товарищи, так широко делится мудростью и опытом пройденных им дорог, что устоять невозможно. Сердце открывается в ответ.
Александр Левин представил зрителям небольшой сольный концерт, поскольку вышел на сцену в статусе «особого гостя» вечера. И это только усилило сходство «Луферовских пений» с мини-фестивалем. Всё-таки одна из задач фестивалей - увидеть крупным планом, помочь разглядеть явление… Дать высказаться не спеша.
При этом песни Левина настолько самобытны, что весьма ярко раскрыли ещё одно измерение темы вечера: каково это - быть спутником самому себе, своей душе, сердцу и разуму. «Строить» себя и свою личность как гитару - по авторскому песенно-поэтическому камертону.
Мудрый Капгер сказал об очень важном, о чём никто не говорил до него: пожизненные спутники творческого человека - его учителя, мастера, оказавшие наибольшее влияние. Одним из таких мастеров, «формообразующим музыкантом», повлиявшим не только на своё, но и на следующие поколения авторов, Владимир Капгер назвал Луферова.
Неизменно верная творческим спутникам, Надежда Сосновская читала на вечере стихотворение памяти ушедших поэтов - Геннадия Жукова и Виталия Калашникова. А на замечательном слайд-фильме с фотографиями А. Майоршина сияли лица людей из 1960-х, окружавших Луферова и других бардов на фестивалях. Лица, которых нынче почти не встретишь - вдохновенные, сопереживающие, счастливые причастностью к общему, объединяющему потоку песен и событий.
И очень вдохновляли, словно дарили второе дыхание архивные записи самого Виктора Луферова. Его энергетика, подлинность, правдивость и творческая самоотверженность всегда преодолевают экран, расплавляют расстояния… Возникает удивительный эффект живого присутствия. Это всегда помогает почувствовать, что Виктор остаётся непосредственным собеседником и спутником для каждого из нас.
Так и получилось, что главным героем «Луферовских пений» этого года стало Время. Оно всех собирает, не даёт никому рассыпаться, объединяет и связывает. Люди, выросшие в одно историческое время, поневоле - друг другу спутники. Им и поддерживать друг друга, делиться взаимно радостью, опытом и верой.
================
За записи с «Луферовских пений» - большое спасибо
two-piz-za! Их можно увидеть
ЗДЕСЬ и
ЗДЕСЬ.