МИФЫ О РОДИНЕ

Jun 05, 2014 10:56

«Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не даёт ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо всё, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства», - написал Николай Васильевич. А мы (многие) даже учили это в школе наизусть (в моей, по крайней мере, задавали).

Вчерашний текст Оли Чикиной про «любовь к родине», был написан не по доброй воле, а оттого что к ней с ножом к горлу приступили с вопросом - «вот ты слово это - родина - пишешь часто последнее время, а что это такое?». Вот и пришлось ей объясняться - «что это для меня».

А уже в ночи мне встретилась статья Льва Рубинштейна с одной золотой мыслью: «Уникальность нашей истории в том, что главные события всегда разворачиваются в пространстве языка - едва ли единственной реальности в не слишком реальной жизни». И дальше там - о слове «война», которое раньше у всех ассоциировалось лишь с Великой Отечественной, а теперь она приблизилась на расстояние клика и блога.

И, конечно, мне сразу вспомнились строки из стихотворения «Речка» Андрея Анпилова:

«Плыть по течению, душу сберечь...
Где же ты, родина? Что ты такое?
Обыкновенная русская речь,
Стоит ее лишь оставить в покое»

Но прежде, почти весь день думалось: объяснить «что такое родина» применимо к России, - практически невозможно. Потому что в России и русской культуре РОДИНА - это МИФ.

Не в смысле, что её не существует. Это лишь новейшая современная мода - полагать, будто «миф» - байка-небылица, и забывать, что он - основа всякой национальной культуры и истории, прообраз будущего.

Главный российский миф - это именно миф о Родине, набравший силу очень давно. Уж к началу XIX века - точно. Суть этого мифа - Родина как «святая земля», которую ещё только ПРЕДСТОИТ РОДИТЬ. И если вспомнить хоть отчасти русскую классику, они там все с этим мифом носились - с верой в «будущее России», прозреваемое исключительно оком духа. Носились с верой в её высший духовный потенциал, не выводимый из прагматики. И надеялись, что его осуществление и есть наше «общее», общинное дело.

Подозреваю, что российское пространство очень сильно заряжено и нацелено на мифологию - на работу с ней и с человеческим сознанием, на возрождение и отстаивание мифа именно в теперешнее прагматическое время, о котором еще Гоголь с Лесковым знали, что оно придёт и убьёт все мифы, извратит и объявит их «ложью».

Но подлинный миф как подземные воды питает почву культуры, языка, сознания… Полностью уничтожить его невозможно. На пустое «свято место» обязательно придёт его двойник, искореженный ненавистью. Но это будет всё тот же миф, на сей раз - о смертельных «врагах», о «черном человеке» в зеркале.

Рубинштейн абсолютно прав, что в России «главные события разворачиваются в пространстве языка». Даром он всё же поэт, а не только публицист и публичный, очень тонкий мыслитель. Когда Оля Чикина вчера написала эссе про «родину», вдруг обнажилось и обнаружилось, что слово «родина» совершенно выпало из сферы прежних смыслов. Стало полностью проблематичным и неприкаянным словом. Многие люди совсем перестали понимать его значение и даже изгнали его из своего лексикона.

А это значит, что всё пора начинать сначала… С той точки и того уровня сознания, к которому наши предки приблизились на рубеже XIX века. С появления «нового Пушкина» и нового живого литературного языка. С тех вопросов, которые рождались у Гоголя и Достоевского.

Или хотя бы с публичного признания того, в каком плачевном состоянии мы сейчас находимся. Как безмерна «разруха в головах» - причем в самых лучших головах, с дипломами о высшем образовании и кандидатско-докторскими степенями. В головах пишущих и много читающих. В головах сочиняющих и охотно проповедующих миру.

«Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему
негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям»...

пути литературы, эссе, Чикина, ссылки, жж-территория, русское

Previous post Next post
Up