(no subject)

Oct 18, 2024 15:11

В НГ-Exlibris опубликовали моё эссе о поздних стихах Булата Окуджавы под названием "А музыка - она потом" (От завещания к пророчеству: "Страшный суд" в поздних стихах Окуджавы").

Фрагмент оттуда:

"В массовом сознании Окуджава-бард почти заслоняет Окуджаву-поэта. А среди расхожих определений его песенного образа часто встречаются «простота», «неброскость», «скромность»…

Да и сама окуджавская неспешная интонация, казалось бы, поддерживает этот миф. Мало кого смущает противоречие между сдержанностью, лаконизмом - и колоссальной уверенностью, силой внутреннего убеждения. Растворенная в мягкой и неторопливой манере исполнения, эта уверенность воспринимается как качество мира, а не автора. Однако Булат Окуджава с самого начала выступал «как власть имеющий» (пользуясь евангельским образом). Иными словами, его лирический герой прежде осознал свое право говорить с позиции «вестника» и пришельца и лишь потом заговорил.

Элемент самоиронии, дистанция по отношению к своему «земному» образу слышались у Окуджавы всегда. Но они не были знаками сомнения или раздвоенности. В стихи и песни лирический герой вошел уже в состоянии зрелости. Подготовка, колебания, самоопределение - если когда-нибудь и были пережиты, то для слушателя выведены за скобки. <...>

В песнях Окуджавы не осталось видимых следов того, трудно ли ему было решиться объединить вокруг себя поколение (и не одно, а два-три как минимум). И каково ему было взять на себя внутреннюю речь не отдельно взятого человека, а целой духовной традиции, заново торившей себе путь по каменистому руслу пересохшей реки. Но его лирический герой сразу заговорил как «знающий» и готовый делиться откровением с любым, кто захочет услышать. А ради того, чтобы не отпугнуть собеседника, рассказчик умело скрывает степень своего «посвящения» под серым дорожным плащом, поношенным сюртуком или великоватой шинелью. Умеет подманить слушателя кажущейся простотой и непритязательностью разговора. И потом, опять же пользуясь евангельским образом, - «вложить ему в уши слова свои».

https://www.ng.ru/poetry/2024-10-16/13_1244_music.html

Вспоминать и перечитывать, открывать знакомое заново - всегда виделся в этом "долг благодарности" перед ушедшими поэтами... Хотя слово "долг" - неудачное, душа сама просит читать.

эссе, НГ-Экслибрис, задумчивость - ее подруга, Окуджава, стихи

Previous post Next post
Up