В НГ-ExLibris опубликовали моё эссе о Юрии Левитанском. Его стихи я люблю всю жизнь, нежно и преданно. Юбилейного повода нет. Просто верю, что стихи живут - воскресают, когда их перечитывают.
Кусочек оттуда:
* * *
Только теперь, оглядываясь, понимаешь, насколько Левитанский был «поэтом будущего» и многое предугадал, высказал наперед.
Отсчет поэтической судьбы Левитанского ведется с книги «Кинематограф» 1970 года, когда он из «фронтового поэта» превратился в Поэта. Решающее открытие «Кинематографа» - изменившаяся роль «зрителя». Оказалось, она наделена огромным потенциалом и сама может стать первоисточником творчества. Зритель-наблюдатель - главный герой нового дня творения:
"Даже если где-то с краю перед камерой стою,
даже тем, что не играю, я играю роль свою"
Для зрителя возможность видеть и размышлять об увиденном, предполагать, достраивать контексты, сравнивать, соотносить - и есть инструмент рождения личной «вселенной», картины мира, слепленной по своему образу и подобию. «Кинематографично» само восприятие современного человека, получившего в наследство мириады обломков прежнего рухнувшего мира и их зеркальных отражений. А вместе с ними - новый вид искусства, помогающий увязывать раздробленные фрагменты реальности и перемещаться во времени.
Но для Левитанского эта кинематографичность стала основой его поэзии еще в 1970 году (!). Он предвидел, что новая литература будет строиться по принципам кино. Чистый лист оказался экраном, на который можно спроецировать «киноленту» - поток внутренних образов. Увидеть в белизне бумаги экран, писать стихи как наброски сценария или монтажного плана в тот момент означало - опередить время, отыскав новую роль в складках будущего. Очень продуктивную роль, поскольку «зритель» на глазах превращается в «режиссера», создателя авторского кино.
https://www.ng.ru/ng_exlibris/2024-05-15… Спасибо изданию за возможность вспоминать и размышлять....