Когда голос изливается прямо из сердца, словно журчание родника из-под земли, он действует волшебно, целительно. Умеет тебя возродить, вытащить из темноты, воодушевить и наполнить...
Выразительные и сильные певческие голоса всегда притягивают и впечатляют.
Но голос, напрямую передающий вибрации сердца, его дрожь и трепет, - ни с чем не сравнимый дар.
Между сердцем и внешним миром вечно возводятся стены - то самим человеком, который прячет своё сердце или плохо его слышит, то кем-то снаружи. Однако если эти стены сокрушены, если сердечный трепет вдруг проникает в мир легко и свободно, в ответ ощущаешь присутствие блаженства - даже если оно пронизано болью, рождается из боли.
"Грустные песни" - пошутила о своих песнях Эльмира Галеева на вчерашнем концерте. И в её песнях действительно открываются глубины печали и неизреченной нежности, которая тоскует именно от своей невоплотимости в физическом пространстве... Любовь, их порождающая, настолько огромна, что сполна не осуществится в мире никогда. Она слишком избыточна для хрупких земных сосудов - может только каплями или струйками стекать, как из "Фонтана слёз" в Бахчисарайском дворце, о котором Пушкин писал:
"Фонтан любви, фонтан живой!
Принёс я в дар тебе две розы.
Люблю немолчный говор твой
И поэтические слезы.
Твоя серебряная пыль
Меня кропит росою хладной:
Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!
Журчи, журчи свою мне быль..."
Но голос Эльмиры не только дрожит "серебрянной пылью", будто брызги фонтана, но и разливается речным потоком или дробится хрусталиками ручья. Природа воды - гибкость и способность всё отразить, оставаясь в неустанном движении. Между голосом и поющим сердцем нет преград, они едины. И оттого ритм сердцебиения проникает в каждый звук, а само сердце - обнажено и открыто...
Любую песню, которую поёт Эльмира Галеева, её волшебный голос пересотворяет на свой лад. Вчера на концерте я впервые услышала как Эльмира поёт Высоцкого - "Я несла свою беду..." и "Цыганскую" ("В сон мне - жёлтые огни, и хриплю во сне я..."). Она посвятила эти песни его недавнему Дню рождения. Заранее подумаешь - едва ли это совместимо, их песни и голоса из разных миров... А оказалось - точное попадание, прозвучало органично и сильно, мгновенно покорило. Сердце-то одно в глубине, и оно подстроило своё биение, свой ритм, восприняло и отразило дух песен Высоцкого, природнило их. И теперь я мечтаю снова и снова услышать "Беду" в исполнении Эльмиры Галеевой - она всё время звучит внутри.
Само собой, голосу нужна музыка как собеседник. И великолепная соло-гитара Романа Филиппова очень много красоты и силы внесла в концерт.
Эльмира приглашала на сцену и своих замечательных друзей-певцов, пришедших на концерт - Халиду Абуеву и дуэт Игоря Букаева и Жанны Поповой.
Получился даже не концерт, а фестиваль - крохотный, но настоящий фестиваль, где встречаются разные жанры и музыкальные стили, разные исполнители. Из их взаимодействия рождается единство и богатство эмоций.
В этом стремлении распахнуть круг сцены, позвать друзей и восхититься ими, тоже чувствовалась открытость и широта сердца Эльмиры. Но и сердца зрителей открывались навстречу так несомненно, что постепенно зал затопило тепло и доверие.
После этого очень не хотелось расходиться и утекать в зимнюю ночь. Жаль было выпасть из возникшего круга взаимности и родства. Но совсем с ним расстаться невозможно - уносишь его с собой в сердце.