Aug 29, 2022 14:54
У Цветаевой и Ахматовой противоположное чувство времени. Ахматовское время тягуче, катит медленными переливами, будто органная музыка. Волны вечности вздымаются издалека.
Цветаевское время сжато до мига, концентрировано, а ситуация поставлена на грань жизни и смерти. Если главное не решится сейчас, то уже никогда… И этот определяющий миг должен вместить в себя ВСЁ.
Цветаева захвачена эсхатологическим чувством истории, ужасом необратимости. Как в Апокалипсисе - «времени больше не будет». Есть только этот миг фатального выбора и прощания на вокзале.
Зато Ахматова - утешительница, никого не торопит. Сама ловит отсветы дальних звёзд и их же порождает, множит, дробит… Пусть не у подножия органа, но хотя бы за порогом зала, на площади или на соседней улице, ты всё ещё слышишь дальний гул и ощущаешь: музыка жива.
Они жизненно необходимы нам обе. Различать источник божественной мелодии по отзвукам - значит, и самому длить время величия, не позволять высшему раствориться в сиюминутном. Когда не откликаешься на значительное, обкрадываешь себя.
Но не вскочить на подножку уходящего поезда - того единственного, который тебе нужен, - бывает ещё хуже.
====
(из давних размышлений, но почему-то совпало с настоящим)
Ахматова,
пути литературы,
эссе,
задумчивость - ее подруга,
Цветаева