Sep 08, 2021 18:40
Цветаева - материк, разделённый на множество стран, регионов, долей теми, кто её любит, толкует, воссоздаёт биографию, пытается продлить её голос и разделить наследие. Или нелюбящими - у них тоже есть свой выделенный участок...
Поэтому готовясь услышать новые песни на её стихи, уже заранее ждёшь, что они больше скажут о самом исполнителе, чем о Цветаевой. Но вообразить, как зазвучат цветаевские строки голосом Эльмиры Галеевой, пропущенные через её сердце и слух, у меня заранее не получалось.
Всегда первым делом включаются стереотипы. Одно имя Цветаевой вызывает расхожие ассоциации с огнём, пожаром, сердечным накалом страсти, предельным взлётом эмоций и трагическим надрывом... В массовом сознании что-то подобное и закрепилось, мне кажется.
Но дар Эльмиры - исцеляющий, дарующий сердцу мир и свет всепрощения, утешение приемлющей любви. С характером её дара очень точно перекликаются, резонируют строки из цветаевского цикла "Час души":
.....................................................
Беда моя! - так будешь звать.
Так, лекарским ножом
Истерзанные, дети - мать
Корят: «Зачем живём?»
А та, ладонями свежа
Горячку: «Надо. - Ляг».
Да, час Души, как час ножа,
Дитя, и нож сей - благ.
Вот именно это - "ладонями свежа горячку" - исцеляющее, милующее, утешающее - несёт волшебный голос Эльмиры и её чистейшие интонации. Лёд на воспалённую голову, нежные прикосновения к ране...
Во время пения эта сила действует сразу в обе стороны - с чуткой бережностью пропуская сквозь сердце едва различимую цветаевскую паузу, малейший призвук невысказанного, каждое движение чувства - сопереживая и разворачивая к слушателям, отдавая им... И одновременно открывая и усиливая в самой Цветаевой целительную тишину, понимающее молчание.
Привычно ждёшь напора "страсти" от песен на цветаевские стихи, но, слушая Эльмиру, всё реальнее и глубже воспринимаешь бдительную тишину чувствилища, разверстого слуха Поэта. Слуха всегда готового различить неуловимое, недосягаемое, идущее из глубин.
Это чудо - как Эльмире Галеевой удаётся передать деятельную тишину и скрытое безмолвие цветаевских стихов - сохраняя всю их эмоциональность и чувственность. В её интерпретации Цветаева открывается прежде всего не как женщина (что присуще многим её толкованиям), а как Поэт - тот, кто слышит, кто открыт малейшему дуновению музыки, ритма, смысла, проступающих с изнанки мира, с его оборотной, невидимой стороны
Думаю, это удаётся благодаря тому, что в сердце самой Эльмиры живёт Поэт, чей слух и чувства всегда отверсты, не устают слушать и ждать "дуновения вдохновения". Как я неизменно чувствовала Поэта в Елене Камбуровой, например...
"Поэт" с большой буквы - потому что это не конкретный человек, а сила, концентрация дара, раскрывающего себя через инструменты. И нуждающаяся в даре восприятия не меньше, чем в даре выражения...
Женская страстность в пении у певиц-поэтов несомненно не исчезает, но раскрывается иначе - не просто потоком эмоций, а потоком исцеляющей любви, принятия, глубины и чуткой восприимчивости.
В концерте вместе с Эльмирой принимали участие другие певицы - Инна Тудакова и Халида Абуева. Несколько песен они спели дуэтами и трио. И это было очень яркое зрелище - такое разнообразие женских голосов и интерпретаций Цветаевой.
Но исцеляющая сила - "ладонями свежа горячку", - исходящая от Эльмиры, от её голоса и пения, была самым большим открытием и подарком для меня. Это то самое "окно в ночи", которое поддерживает и вдохновляет в усталости, даёт силы и подсказывает путь. И ты понимаешь - у каждого путника, сколько бы он не плутал, всегда живёт в сердце образ ожидающего его дома, свет окна, зажжённого в бесприютной ночи.
Так и в сердце поэта одновременно живёт вечный бродяга, искатель - и тот, кто теплит свечу на окне в неутомимом ожидании и вере....
авторская песня,
эссе,
барды,
Галеева,
Цветаева,
стихи