И опять "витязь на распутье" - то ли в рюмочную зайти (светящийся павильончик слева), то ли шлёпать домой по слякоти и кривой тропинке - прямо? А, может, стоит свернуть направо - в неизвестность? Там вполне может быть симпатичный магазин. Чтобы не в рюмочную идти, а с собой купить и домой принести.
Это я к тому, что вся траектория дорог на картине Константина Сутягина обнаруживает общую связь. Куда ни иди, какой путь и направление ни выбери, а исход один - перезагрузка. Налить, опрокинуть - и почувствовать, как что-то в тебе задвигалось по-новому, изменилось. Фокус сознания сместился.
Сразу видно, что пейзаж - московский, и что авторство - Сутягина. Это видно по "непричёсанности". Москва на его картинах всегда - в халате. Проснулась, встрепенулась, еле глаза протерла - и выпорхнула, позёвывая, навстречу. Как бывало на коммунальных кухнях, где ежедневно встречаешь посторонних, в общем-то, людей в самом интимном виде, полузастёгнутых, в трениках и халатах. И это кажется естественным. Почему нет?
Но главное ощущение родства - до щипания в горле - у меня вызывает на картине просевший ржавый забор, явно многолетний, и дом с чёрными окнами за ним. Капремонт или что-то подобное. Начали, и оно так и осталось. И неизвестно - когда кто-нибудь придёт и что-нибудь изменит. Забор с брошенным домом - прямо по курсу. Сколько ни выбирай путь у камня - направо, налево, - а упрёшься именно в него.
Очень московское ощущение - когда всё в мире застроено и забито под завязку. Но на каком-то глубинном уровне - брошено, никому не нужно... И только ты сам у себя есть. С простым ежедневным выбором - где купить и что в себя опрокинуть.
И это - на минуточку! - совсем не обязательно винно-водочное изделие. "Опрокинуть в себя" можно и прекрасную музыку, высокую поэзию или живопись... и кино, и новости, и что угодно. Главное, что спросить некого - только самому решить. Выбрать по себе, по своему чутью, предпочтениям и вкусу.
Но несмотря на привкус заброшенности, смотришь на картину Сутягина - и видишь не бесприютность, а гнездо. Обжитое, с любовью свитое из колючих веточек и выстланное пухом. Сколько ни мечись, а кроме этого мира ничего другого у тебя нет. И все дороги действительно ведут к одному - опрокинь что ты там для себя выбрал как "пищу" (телесную, умственную, духовную) - и прислушайся: как сдвигается фокус сознания, что меняется внутри... И хватайся - за кисть, музыку, слова, разговоры, взгляд - глаза в глаза, чтобы передать это другому.
Несколько раз застывала у этой картины на выставке "То время, та квартира" в галерее "Ковчег", где впервые её увидела... Всё-таки состояние "витязя на распутье" не изгнать изнутри. Вроде бы ты уже всё, что мог, решил и на все вопросы себе ответил. Но возвращаешься к тому камню и возвращаешься...
Константин Сутягин, "Рюмочная", 2021 г.