Взаимосвязь садоводства и других видов творчества

Aug 04, 2019 20:36


"Природа - творец, всех творцов."

И.-В. Гете

Садово-парковое искусство - один из наиболее сложных, многоаспектных видов
искусства, своеобразное соединение садоводства, архитектуры, живописи, поэзии,
религии и философии.



Как пространства, осознанно организованные с учетом
психологии восприятия, сады всеми видами воздействия регулируют направление и
скорость нашего передвижения, программируют содержание и смену впечатлений и
эмоций.



Как произведения искусства, подчиняющиеся законам композиции, общим для
всех видов искусства, они обладают ассоциативностью восприятия, пробуждающей
музыкальные и поэтические образы.

Как одухотворенные создания человеческого
разума, парки насыщены философско-символическим смыслом.

Поэтому сады,
изобилующие красивоцветущими, благоухающими, сладкоплодными деревьями и
кустарниками, заставляют резонировать все наши чувства и сами как будто
откликаются на наше настроение и состояние души.



Насаждение садов всегда было
тесно связано с религией. С древних времен сады и растения посвящались богам.
Сохранилось множество красивых легенд, рассказывающих об отношении к растениям в
Древнем Египте, в античных Греции и Риме, в Средние века и объясняющих символику
растений и религиозный подтекст самого сада.

На протяжении всей истории
человечества сады и парки ассоциировались с лучшим, божественным, но, являясь
произведениями человека, в разные культурные эпохи всегда отражали отношения
человека к миру, природе и степень ее освоения.

В зависимости от мировосприятия
человека, диктуемого эпохой, сады становились то замкнутыми, маленькими,
аскетичными и утилитарными (Средневековье), то превращались в сады
"наслаждений"
(Возрождение), то вырастали в огромные садово-парковые ансамбли,
объединявшие
все виды искусства (классицизм, барокко).

Каждая эпоха выдвигала свои
художественные стили, иногда приемы.

В садово-парковом искусстве набор приемов и
элементов с течением времени оставался почти неизменным, менялись лишь сочетания
и расположение в пространстве, а их восприятие всегда соответствовало
общественному мировоззрению. "Мотивы садового искусства в большинстве случаев
повторяются, и если исчезают, то только на время, чтобы потом вновь появиться.
Меняется же эстетическое значение отдельных форм и мотивов в соответствии с
"эстетическим климатом" эпохи".

Характеризуя специфичность произведений
садово-паркового искусства, академик Д.С. Лихачев писал, что всегда существовало
представление о том, что "истинный сад должен удовлетворять всем человеческим
чувствам: не только зрению, но и вкусу... слуху... обонянию... ощущениям...".

Кроме того, сады должны были отвечать культурным запросам и эстетическим
представлениям, а также обеспечивать соответствующий времени "садовый быт". В
разные времена он был разным.

Сады создавались для ученых бесед, размышлений,
поэтических мечтаний, молитвенного или философского уединения, романтических
прогулок, официальных приемов и празднеств.

Организация, а затем и "потребление"
столь сложной среды требовали квалифицированных знаний, а также художественного
воображения. Поэтому садово-парковое искусство было объектом пристального
внимания художников, архитекторов, литераторов, музыкантов.

Взаимосвязь
садоводства и живописи прослеживается на всем протяжении истории существования
этих видов искусства. Одна из традиционных связей выражалась в стремлении
живописцев запечатлеть реально существующие сады и парки. Изучение истории
садово-паркового искусства в значительной степени опирается на этот материал.
Так о древних садах Египта, Вавилона, Ассирии мы знаем по сохранившимся
изображениям.

Многие замечательные художники, скульпторы, архитекторы принимали
участие и в создании садов и парков.



Так, например, великий Микеланджело -
скульптор, художник, поэт - известен и архитектурными сооружениями (купол собора
Святого Петра, площадь Капитолия в Риме). Но мало кто знает, что привычный для
нас пандус был изобретен Микеланджело для вилл второй половины XVI века. Папа
Юлий III привлекал его к украшению своей виллы за воротами Пополо. Ему же
приписывают идею создания фонтана Сивиллы на вилле дיִЭсте в Тиволи и сооружение
грота в Фарнезиане.

Рафаэль, работая по заказу кардинала Джулиано Медичи, при
разбивке парка виллы Мадама в Риме, впервые применил прием "анфиладности", создав
ансамбль зеленых кабинетов посредством разделения пространств стеной из
стриженой зелени.

Браманте ввел в парковую композицию в Ватикане зрелищный
амфитеатр. Причем открытое пространство двора Бельведера трактовал как сцену для
представлений, а окружающие части сада - как декорации.

На примере знаменитой
виллы Ротонда близ Виченцы Палладио разработал тип сельскохозяйственной
виллы-фермы как высокохудожественного ансамбля, объединяющего хозяйственную и
декоративную функции.



Живопись служила садоводству и для "достижения
невозможного". Например, когда нужно было обмануть посетителя, "сделав"
маленький сад большим, или поразить его воображение неожиданным видом. В этих
случаях на границах сада устанавливались живописные росписи, называемые
обманками, изображавшие дальние перспективы. Наконец, живописец Вильям Кент стал
родоначальником пейзажного стиля в парко строении Европы. В этих парках
взаимосвязь между живописью и ландшафтным искусством обозначилась наиболее ярко:
пейзажные парки "черпали" свои сюжеты из живописных полотен Буше, Пуссена, Фрагонара, иногда создаваемых для парков.

Великолепным садоводом был Клод Оскар
Моне. Он создал знаменитые импрессионистические сады в Живерни. А за 10 лет до
этого - первый свой сад возле дома в Аржантее.



О связи с театральным искусством
свидетельствуют употребляемые в садоводстве термины, такие как: сцена, кулисы,
зеленый театр, сюжет, сценарий. Сады содержали пространства, устроенные
специально для театральных спектаклей. Да и сам сад рассматривался как садовый
спектакль. Философия и литература (в большей степени - поэзия) постоянно
"вмешивались" в садовые "дела".

Философия формировала мировоззрение, насыщала
парки философско-символическим смыслом; литература, как и живопись, обостряла
восприятие, подсказывая поэтические образы. Иногда литература занимала и более
активную позицию. Например, когда пейзажный стиль пробивал себе дорогу,
завоевывал сторонников, литература стояла в "боксерской стойке" и
"нокаутировала" приверженцев регулярного парка. Александр Поуп, друг и
единомышленник В. Кента, поэт, публицист, автор известного сада в Твикенхэме,
называемого "конспектом природы", обрушивался на регулярный парк статьями,
памфлетами, стихами, всегда остроумными, едкими и талантливыми.

Список поэтов,
оказавших решительное влияние на садово-парковое искусство, может быть открыт
Петраркой, который не только представил в своих произведениях программу
садоводства, но и был садовником-практиком. Он писал другу: "Я создал два сада,
которые мне нравятся чрезвычайно. Я не думаю, чтобы им были равные в мире".
Продолжают список Джозеф Аддисон, Гете - создатель Герцогского сада в Веймаре,
Н.В. Гоголь, устроивший свой сад в Васильевке. А Ван Гог на полотне "Сад поэтов"
выразил свое представление об идеальном месте, "где человек освобождается от
забот, и свет дня будит его воображение".

Давней была и связь садоводства с
музыкой. В средневековых садах обязательным было музицирование, ценились
инструментальная музыка и человеческое пение. В эпоху барокко и классицизма
сочинялась специальная "садовая музыка", строились павильоны для садовых
концертов. Сады были любимой темой музыкальной живописи и живописной музыки
импрессионистов К. Дебюсси, В.Э. Борисова-Мусатова и др. Кроме того, всегда
ценились естественное звучание и красота природы.



Английский романтический поэт
П.-Б. Шелли писал: "В трепете весенних листьев, в синем воздухе мы находим...
тайные созвучия своему сердцу. В безъязыком ветре есть красноречие, в шуме ручья
и окаймляющих его тростников есть мелодия... Человек - это инструмент,
подверженный действию различных внешних и внутренних сил, подобно тому, как
переменчивый ветер играет на эоловой арфе, извлекая из нее непрестанно
меняющуюся мелодию".

А Уильям Лоусон в 1618 году в своей книге "Новый фруктовый
сад" упоминал еще об одном "украшении" садов: "...это стаи соловьев, которые,
оперируя несколькими нотами и тональностями, сильными, восхитительными голосами,
исходящими из слабых телец, будут делить с вами компанию и ночью, и днем".



Если
именно таким образом представить себе длительную и интереснейшую эволюцию
отношения человека к природе, то сады и Парки превращаются в ее вехи. И даже
перышки и цветы на женских шляпках обретают историческую осмысленность и
обнаруживают древние корни.

В.В.Дормидонтова "История садово-парковых стилей"

Источник:
http://www.g2p.ru/publications

Источник - http://domir.ru/l-art/?file=sad-iskusstvo.php

природа

Previous post Next post
Up