В старинных любовных романах можно встретить упоминание о роскошном обюссоновском ковре, который украшал пол в будуаре. Или в каком-то другом месте. Но, почти всегда, если ковер обюссоновский, то он - роскошный.
Ковер упоминается как символ утонченности, богатства и даже роскоши. Так, что это за зверь - обюссоновский ковер?
В средние века в Европе ковры были обязательной частью интерьера королевских покоев и храмов. Коврами завешивали стены в парадных покоях, ими застилали спальни. А в церквях ковры стели перед алтарем.
Если в Турции никто не смел наступить на тень султана, то во Франции страшным преступлением и оскорблением считалось наступить на королевский ковер без разрешения монарха. Достоверно известно, что когда юный Людовик XIII принимал посла из Турции, то больше всего его беспокоил ковер. Молодой владыка Франции очень зорко следил за тем, чтобы никто не наступил на его ковер.
Первые европейские ковры появились во Франции в 1608 году. Случилось это после того, как известный иллюстратор церковных священных книг Пьер Дюпон открыл мануфактуру по производству ковров и гобеленов. Прошло целых 15 лет и Дюпон уведомил свет о том, что он полностью изучил и освоил восточные технологии производства ковров из шелка и шерсти. Ковры, созданные в этой мастерской называли «ковры Савонери». Много столетий эта торговая марка пользовалась огромным спросом.
И первым заказчиком новой мануфактуры стал король. Для августейшей особы ручным способом (а тогда другого и не было) изготовили 92 ковра. Ковры поставлялись в королевские Лувр и Тюильри, а несколько позднее и в Версаль.
До того момента, пока не пала династия Бурбонов, мануфактура производила ковры, почти исключительно, для королевского дома. Аристократы, подражая королю, старались украсить коврами свои городские и загородные дома.
После религиозных войн, которые привели в упадок экономику Франции, король Генрих IV принял решения развивать в стране новые ремесла.
В те времена появилось всемирно известное производство гобеленов в Париже (и появилось само слово - гобелен).
Важным центов ковроткачества стал и город Обюссон. В этом, расположенном в 320 километрах от Парижа, городке уже много лет ткали гобелены. В 1743 году власти решили создать ковровую мануфактуру. В 1746 году два купца из Парижа получили право на исключительное право производства ковров в Обюссоне. И стой поры всё производство находилось под контролем государства.
Обюссоновский ковер, в те времена, считался символом богатства. А поскольку богатство было в руках аристократии, то ковер стал и символом власти.
В Обюссоне производили ковры как ручной работы (меньшая часть), так и ковры выполненные в технике гладкого плетения.
Обюссоновский ковер стоил несколько меньше, чем продукция фабрики Гобеленов. Но, меньше, не значит дешево. Ковры из Обюссона были тоньше и узор был не такой сложный, как у конкурентов.
А в 1839 году ковер из произведения искусства превратился в товар массового производства - появились жаккардовые машины. Ковры ручной работы просто взлетели в цене. Их начали коллекционировать.
Рост цены спровоцировал организацию мануфактур, которые начали выпускать ковры «под старину». «Новодел» искусно старили. Но, коллекционеры быстро научились отличать подделки. И тогда в Европе появились «старинные восточные ковры», которые штамповали в предместьях Парижа в огромных количествах.
А старые ковры стали ценится ещё дороже.
Известен такой факт: на аукционе «Кристи» за 2,5 миллиона долларов был продан старый персидский ковер, изготовленный в 16 веке. Европейские ковры 17 века существенно дешевле. Например, английский шелковые ковер начала 17 века был продан «всего» за 680 000 долларов.
Мне не удалось найти качественные изображения ковров Савонери. А вот на обюссонские ковры вы можете полюбоваться. Это не «новодел». С ручательством.
Давайте смотреть.
Ковры из Обюссона
Источник -
http://svistanet.com/eto-interesno/eto-interesno-obyussonovskie-kovry.html