Музейные истории

Nov 29, 2023 14:37





Еще до моей январской поездки в Цюрих, дочь сказала, что хочет сводить в меня в музей на выставку в Кунстхаус, на которой она уже побывала, но отношение к которой так и не смогла однозначно определить. Речь шла о коллекции Эмиля Бюрле, выставленной в новом корпусе художественного музея. После открытия этого здания, спроектированного британским архитектором Дэвидом Чипперфилдом, цюрихский Кунстхаус стал крупнейшим художественным музеем Швейцарии.



Помимо временных выставок, в новом здании размещаются произведения искусства, созданные в период с 1960-х годов до наших дней, а на втором этаже демонстрируется знаменитая коллекция Эмиля Бюрле, переданная музею наследниками промышленного магната в долгосрочное пользование, - это около 200 экспонатов, среди которых картины Винсента Ван Гога, Поля Гогена, Эдгара Дега, Клода Моне, Поля Сезанна.



В начале экспозиции размещена информация о самом Эмиле Бюрле



Поскольку эта личность мало знакома широкому кругу, надо сказать о нем пару слов. Родился в Германии. Студент, изучающий философию, литературу, историю искусств по Фрайбурге, затем офицер немецкой кавалерии в императорской армии. В 1919 году он стал представителем станкостроительного завода в Магдебурге. В 1923 году этот завод купил подобный завод в Оерликоне, Цюрих. Через год Бюрле был переведен в Цюрих, а еще через 5 лет стал мажоритарным акционером завода в Оерликоне. В 1936 году он стал единственным владельцем компании и тогда же получил швейцарское гражданство.

Он превратил почти обанкротившееся предприятие в процветающую компанию, но его основным бизнесом стало производство и экспорт оружия. Перед Второй мировой войной компания Oerlikon-Bührle снабжала республиканцев в Испании (то есть противников Франко), независимую Абиссинию (в колониальной войне против фашистской Италии), а также несколько стран Балтии, Чехословакию, Грецию, Китай, Турцию, Францию, Голландию и Британию. В период с 1940 по 1944 год, когда Швейцария была полностью окружена фашистскими странами (Италия, Германия) и оккупированными фашистами странами (Австрия, Франция), компания по запросу правительства Швейцарии также поставляла оружие в Германию и Италию.

Но прославился Бюрле не столько как крупный промышленник, сколько как известный коллекционер. Одной из первых в коллекции стала картина Мориса Вламинка.



«Фабрика», 1904

Формирование коллекции началось в 1936 году, когда финансовые условия были очень благоприятными. Однако Бюрле смог приобрести свою частную коллекцию произведений искусства только путем экспорта оружия на сумму 623 миллиона франков армии Адольфа Гитлера. Вот это тот самый двойственный момент в восприятии выставки. Можно до бесконечности рассуждать об этичности приобретения картин, с другой же стороны, не купи эти сокровища Эмиль Бюрле, их бы купил кто-то другой и не факт, что картины были бы доступны для массового зрителя.

Еще один момент. Сразу после войны возникла необходимость в провенансе для каждого произведения. В 1948 году была начата работа по проверке происхождения приобретений. Работу начали кураторы, нанятые Бюрле, а продолжил американский фонд, занимающийся возвращением награбленного во время войны имущества. В результате пришлось вернуть 13 картин французско-еврейского происхождения их бывшим владельцам или их потомкам во втором поколении.



Вот история одной прекрасной картины. Камиль Коро. Читающая девушка или Лизеза, 1846-1850 гг.



  1. Теофиль Баскль в апреле 1883 года продал картину Франсуа Оффре
  2. В том же году картину унаследовал зять Ф. Оффре, Лукас
  3. Далее владельцами становятся Сесиль или Маргарита, дочери Лукаса
  4. Поль Розенберг в декабре 1939 года в Бордо приобрел картину у одного из вышеперечисленных лиц.
  5. Конфисковано «айнзацштабом рейхсляйтера Альфреда Розенберга», передано Герману Герингу и продано Герингом галерее Ганса Вендланда 14 сентября 1941 г.
  6. Продано галерее Фишер в обмен на произведения искусства, Люцерн 10 апреля 1942 г
  7. Куплена Эмилем Бюрле, Цюрих 20 августа 1942 г. Приобретена в галерее Фишер за 70 000 швейцарских франков.
  8. Возвращено Паулю Розенбергу, Нью-Йорк 3 июня 1948
  9. Выкуплено у Пауля Розенберга Эмилем Бюрле, Цюрих 30 июня 1948 г. за 80 000 швейцарских франков (20 000 долларов США)
  10. Подарено наследниками Эмиля Бюрле Фонду Коллекция Бюрле, Цюрих 1960 г

Представляете масштаб работ? Кстати, большинство картин, приобретенных во время войны, было повторно выкуплено у владельцев или их наследников. Все же суммы тогда были не такие астрономические.

Но давайте отречемся от внешних обстоятельств и посмотрим на шедевры. Всего их около 200, но я не буду столь жестока )). Начнем с Огюста нашего Ренуара.





Портрет Альфреда Сислея, 1864

Логично будет продолжить картиной самого Сислея.



Регата возле Хэмптон Корта, 1874

Об этой картине Клода Моне стоит рассказать отдельно. Первое: после опубликования провенанса находящейся с 1941 года в собрании Бюрле картины Клода Моне «Маковое поле близ Ветёя» возникли подозрения в чистоте её приобретения: в 1940-1941 годах она могла быть предметом сомнительной сделки между Эмилем Бюрле и эмигрировавшим в Южную Америку коммерсантом еврейского происхождения Максом Эмденом.



Второе: 10 февраля 2008 года в результате вооружённого ограбления из здания, где хранилась коллекция, были похищены четыре картины, среди которых было «Маковое поле». Две картины - работы Ван Гога и Моне - были обнаружены спустя десять дней в одном из автомобилей в Цюрихе и возвращены в музей. Две другие картины - Сезанн и Дега были возвращены музею после продолжительного розыска в 2012 году.



Клод Моне. Ужин, 1868/1869



Клод Моне. Утес около Дьеппа 1880



Клод Моне. Нимфеи



Анри Фатин-Латур



Камиль Писарро. Дорога в Версале, снег, 1870

Совершенно прекрасный Ван Гог. Такой белый чистый цвет не часто увидишь на его картинах. Я даже специально коттедж вырезала ))





Поль Синьяк. Канал Джудекка, Санта Мария де ла Салюте, 1905



Поль Синьяк,. Модистки 1885/1886

В конце концов мы оказались в зале, где висели картины, подаренные музею другими меценатами. Вот, например, подарок Альфреда Рютши



Фердинанд Ходлер. Песня издалека, 1914 г.

В этом же зале обнаружилась скульптура Джакометти. Вообще-то основной Джакометти находится в старом здании музея, который был закрыт на ремонт



На том же этаже, что и коллекция Бюрле, находится еще одна выставка из частных собраний. Это коллекция Вернера и Габриэлы Мерцбахер.



Вернер Мерцбахер из Цюриха - эксперт по вопросам финансов, торговец мехом и крупнейший коллекционер произведений классического модернизма. В его собрании немало работ немецких художников, но он ни разу не выставлял их на родине - в Германии.



Эмиль Нольде. Цветущий сад, 1922

Мерцбахер родился в городке Эрингене, в семье врача. Отец был уважаемым человеком, пока к власти не пришли нацисты. После «Хрустальной ночи» родители отправили Вернера к брату в Швейцарию. Они тоже могли уехать, но не хотели покидать родину. После их гибели в Освенциме осталось лишь несколько фотографий и одна почтовая открытка...



Эрнст Людвиг Кирхнер. Девочка с кошкой, 1910

Через много лет после этой трагедии Вернер Мерцбахер увидел полотна, поразившие его яркостью и глубиной. Это увлекло его и вернуло радость жизни.



Эрнст Людвиг Кирхнер. Моноциклист, 1911

Из той же коллекции две работы Амадео Модильяни





Женская голова, 1911/1912

К сожалению, осмотреть всю коллекцию Мерцбахеров нам не хватило времени, но я теперь знаю куда пойду в следующий раз.



После упомянутого ограбления, Фонд Эмиля Бюрле решил передать коллекцию на хранение Кунстхаусу - пусть теперь у музейщиков болит голова за сохранность коллекции. А мы тем временем можем приобщиться к большому искусству. Причем, совершенно бесплатно, если прийти в музей в любую среду.

Забыла добавить. Семья моей дочери живет в том самом Оерликоне, прекрасном районе Цюриха. Только завода этого уже нет, как я поняла.

модернизм, музей, Модильяни, Цюрих, истории в которых, импрессионисты

Previous post Next post
Up