Сегодня разговор пойдет о художнике, не слишком известном широкой общественности. Хотя каждый из нас наверняка хоть раз сталкивался с его работами. Это мастер книжной иллюстрации Дмитрий Митрохин.
2. Имя Дмитрия Исидоровича неотделимо от истории отечественной книги. Произведения Митрохина, начиная с самых первых его работ, отмечены оригинальной, поистине неистощимой фантазией и тонким художественным чутьем.
3. Митрохин - выдающийся русский и советский художник-график, иллюстратор, мастер станковой гравюры, офорта и литографии; автор множества книжных иллюстраций, искусствовед. Он возглавлял графическую секцию Ленинградского отделения Союза художников СССР (ЛОСХ, 1932-1939). В 1969 году ему было присуждено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.
Пчела и фрукты, 1966
4. Д. И. Митрохин родился в 1883 в г. Ейске на Азовском море. Здесь ещё мальчиком будущий художник впервые соприкоснулся с печатным делом, постоянно бывая в небольшой провинциальной типографии, принадлежавшей его деду. По окончании среднего учебного заведения Митрохин перебрался в Москву и поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, откуда затем перешел в Строгановское училище. В МУЖВиЗ Митрохин познакомился с М. Ф. Ларионовым, Н. С. Гончаровой, А. В. Фонвизиным. Художественное образование он завершил в Париже.
Новый год скоро.... 1965 г.
5. В 1908 году Митрохин обосновался в Петербурге. В предреволюционное время он достаточно быстро завоевал известность как один из наиболее интересных и значительных художников книги. Митрохин работал в нескольких издательствах; по приглашению А. Бенуа и К. Сомова, принял участие в выставке «Мира искусства», участвовал в «Салоне» С. Маковского и в VI выставке Союза русских художников.
6. В дореволюционные годы Митрохин много и интересно работал над книжной обложкой, украшал страницы журналов «Аполлон», «Лукоморье» и др. мастерски нарисованными виньетками и заголовками-заставками. Под впечатлением от старинной итальянской кьяроскуро пробовал силы в цветной гравюре на линолеуме, но наиболее полно выразил себя в серии нарядных детских книжек издательства И. Кнебеля. Уже к середине 1910-х он имел репутацию одного из лучших мастеров книжного искусства.
7. К концу 1913 года в издательстве Кнебеля вышла целая серия детских книжек Митрохина, в работе над которыми определились его литературные и художественные симпатии. В ряду лучших книг серии можно назвать старую арабскую сказку «Маленький Мук» в пересказе В. Гауфа.
8. После революции работал хранителем и заведующим Отделением гравюр и рисунков Русского музея в Петрограде (1918-1923). С 1923 начал заниматься ксилографией, с 1927 - гравюрой резцом и сухой иглой. Продолжал много работать в области книжной иллюстрации для издательств Наркомпроса, «Земля и фабрика», «Красная новь», Academia, «Гослитиздат», «Детгиз».
9. Художественная деятельность Митрохина продолжалась почти три четверти века. В первой четверти он один из выдающихся художников русской и советской книги, во второй - гравер, создавший свой стиль в гравюре резцом и сухой иглой, в последние десятилетия работал почти исключительно как рисовальщик, и только с натуры.
Груша, яблоко и рюмка, 1965
10. Художественное наследие мастера чрезвычайно велико. Творчество Митрохина представлено в ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, ряде областных музеев и частных собраний.
Натюрморт с цветами, 1925 г.