При подготовке этого поста я перечитала много различных источников информации - туристические справочники, рассказы путешествующих и проч., но лучше, чем Борис Акунин, он же Григорий Чхартишвили, про Пер-Лашез не написал никто. Поэтому я буду перемежать наши фотографии и собственные впечатления с цитатами уважаемого "татофила", как он сам себя называет
(татофил - "любитель кладбищ").
Что совершенно закономерно - писателя настолько занимала Тайна Прошедшего Времени: куда оно девается и что происходит с людьми, его населявшими? (с), что в результате родилась Книга.
Книга очерков и новелл в стиле детективного триллера "Кладбищенские истории" состоит из шести самостоятельных глав, каждая из которых посвящена одному из известнейших и загадочнейших кладбищ мира:
Донское кладбище (Москва)
Хайгейтское кладбище (Лондон)
Кладбище Пер-Лашез (Париж)
Кладбище Грин-Вуд (Нью-Йорк)
Иностранное кладбище (Иокогама)
Кладбище Патриархов на Масличной горе (Иерусалим).
Оказывается, три из этой шестерки я посетила - про Пер-Лашез сейчас пойдет речь, на Донском кладбище хранится прах моих прадеда и прабабки. А на кладбище Патриархов я была всего полгода назад.
Почему меня так манит это не слишком веселое место? Я точно не татофил, на российские кладбища меня калачом не заманишь (ну кроме двух-трех). А Пер-Лашез приманивал. Неподалеку живут наши парижские друзья, и каждый раз направляясь к ним в гости, мы думали - ой, надо бы заглянуть. Спасибо Акунину : "Может быть дело в том, что это главный некрополь страны, а подобное место сродни фильтру: все лишнее, примесное, несущественное уходит в землю; остается сухой остаток, формула национального своеобразия."
"Первый участок на Шарронском холме был приобретен городом Парижем у частных владельцев 1804 году. Кладбища, располагавшиеся в городской черте, превратились в рассадники антисанитарии. Посему мэрия распорядилась перевезти миллионы скелетов в Катакомбы, а для новых покойников учредила паркообразные некрополи в пригородах."
"Поначалу кладбище нарекли Восточным, но прижилось другое название, нынешнее. Оно означает «Отец Лашез» - когда-то здесь доживал свой век знаменитый Франсуа де ла Шез, духовник Короля-Солнце."
Франсуа де ла Шез принадлежал ордену иезуитов, и орден использовал дружбу монарха и духовника в корыстных интересах - расширяли и приукрашивали свои владения. Когда-то здесь был монашеский сад с фонтанами, редкими растениями, оранжереей, гротами и водопадами - прекрасное место для романтических встреч столичной аристократии.
Когда короля не стало, орден обанкротился, земля были конфискованы и проданы с аукциона.
"В первые годы, как это обычно и бывает, мало кто хотел хоронить дорогих родственников в непрестижном захолустье, поэтому власти предприняли грамотный пиаровский ход: переселили на Пер-Лашез некоторое количество «звезд». Когда в 1817 году на Шарронский холм перенесли останки Абеляра, Лафонтена, Мольера и Бомарше, упокоение на Пер-Лашез стало почитаться за высокую честь."
"Двести лет здесь закапывают в землю знаменитых и/или богатых покойников, поэтому такого количества достопримечательностей нет ни в одном другом некрополе мира. Никогда не видел на старинных кладбищах, у могил, которым по сто и даже больше лет, такого количества живых цветов. Многих из тех, кто лежит на Пер-Лашез, помнят и любят; должно быть , именно поэтому здесь совсем не страшно и даже не очень грустно."
"Здесь усыпальница бессердечного Шопена. Бессердечного в том смысле, что композитор был похоронен без сердца, увезенного за тысячу километров отсюда, в варшавский костел."
А это французский поэт и писатель - романтик Альфред де Мюссе - буквально накануне поездки я читала его "Исповедь сына века". На его могильном камне эпитафия гласит: «Друзья мои, когда я умру, посадите на могиле плакучую иву». Выполнить просьбу поэта оказалось трудно: по неизвестной причине ивы на кладбище Пер-Лашез не приживаются.
Оноре де Бальзак, один из основоположников реализма в европейской литературе.
Жан Поль Пьер Казими́р-Перье́ - французский государственный деятель, президент Франции времен Третьей республики, находился у власти 203 дня - самое непродолжительное правление в истории страны.
Фамильный мраморный мавзолей русских князей Демидовых - одно из самых роскошных сооружений на Пер-Лашез, и даже есть легенда, будто княгиня Елизавета Демидова-Строганова завещала немалые деньги тому, кто переночует в ее склепе.
Вообще славянские фамилии встречаются в разных концах кладбища.
Есть у Пер-Лашеза загадка, ответа на которую я так и не нашла.
Памятник итальянскому композитору Винченцо Беллини - автору известной «Нормы», а так же «Сомнамбула», «Пуритане» и других. Право быть погребенными на Пер-Лашез имеют только жители Парижа или умершие в Париже люди. Пока все логично и понятно. НО вот нахожу в Википедии информацию, что композитор первоначально был похоронен на кладбище Пер-Лашез, однако в 1876 году прах композитора был перенесён на Сицилию, в кафедральный собор Святой Агаты города Катании. Получается, что памятник оставили просто как памятник?
При всей своей специфике Пер-Лашез считается самым большим и самым красивым парком Парижа, там растет 5300 деревьев - клены, ясени, каштаны, платаны, кедры, бук, липа, акация, грецкий орех и другие виды. Но оно в не меньшей степени похоже на огромный город, с широкими проспектами-авеню, улицами, лабиринтами переулков и тупиками. И, как в городе, там есть постройки, только прекрасные дворцы - это усыпальницы, более скромные "коттеджи" - склепы, многоквартирные дома - колумбарии... Пожалуй, на Пер-Лашез можно встретить все архитектурные и декоративные стили, от готики до современности.
В галереях колумбария покоится прах многих знаменитых людей. Среди них Айседора Дункан и её дети, Мария Каллас и даже Нестор Махно.
Кладбище - это не то место, где стоит спешить. Вот и здесь можно бесконечно бродить по тропинкам и аллеям, вдыхать аромат свежей зелени, "чтобы ощутить вкус, цвет и запах Пер-Лашез - его букет. Чтобы выкристаллизовалась триада, обаятельная формула французскости: aventure (приключение), mystere (мистика), amour (любовь). " (Б. Акунин).
С приключениями всё понятно, на Пер-Лашез покоятся не только практически все наполеоновские маршалы, но и генералы прошедших двух сотен лет.
С мистикой тоже более-менее всё ясно. Хотя нам не встретился мавзолей Лиона Ривайля (1804-1869), более известного под именем Алан Кардек, основателя спиритического учения о перерождении духовной субстанции. Но мистический дух буквально витал над этим местом (не зря же нас сюда так тянуло!).
Остается любовь. Вот уж чего здесь в достатке!
Начиная от ухоженных надгробий, полных цветов, свечей и иных проявлений любви и памяти близких.
До любовных пар, нашедших последний приют на Пер-Лашез. Амадео Модильяни и его муза Жанна Эбютерн, Эдит Пиаф и её молодой супруг, Ив Монтан и Симона Синьоре, десятки неизвестных публике имен - да разве всех можно перечислить.
Интересна могила Оскара Уйльда - монумент в виде сфинкса с крыльями весь испещрен отпечатками напомаженных губ, у подножия сложены груды любовных записок, адресованных Уайльду. Через сто лет после смерти Оскара любят куда более пылко, чем при жизни. К тому же есть примета - кто поцелует монумент, тот обретет вечную любовь.
«Оставляйте на могиле цветы, а не следы от губной помады», - с такой речью обратился внук Оскара Уайльда Мерлен Холланд к поклонницам автора «Дориана Грея» во время открытия в Париже его могилы после длительной реконструкции - сфинкс был огорожен стеклянной стеной.
Завершить рассказ мне хотелось бы еще одной цитатой Бориса Акунина.
«Перефразируя Бродского, рассуждавшего об античности, можно сказать, что предки для нас существуют, мы же для них - нет, потому что мы про них кое-что знаем, а они про нас ровным счетом ничего. Они от нас не зависят. И городу, в котором они жили, тоже не было до нас, нынешних, никакого дела.
Поэтому чем старее город, тем меньше обращает он внимания на своихтеперешних обитателей - именно потому, что они в меньшинстве. Нам, живым,трудно удивить такой город; он видел и других, таких же смелых,предприимчивых, талантливых, а может быть, те, умершие, были качеством и получше.»
Я точно знаю, что непременно снова и снова буду возвращаться в это место.
Всё, что заключено в кавычки, принадлежит перу Бориса Акунина, он же Г. Чхартишвили.
This entry was originally posted at
http://tangrusha.dreamwidth.org/109072.html. Please comment there using OpenID.