«Через четыре года здесь будет город-сад!» В. Маяковский
- Итак, - говорит Андрей Георгиевич, - мы с вами находимся на строительной площадке Опытно-демонстрационного энергокомплекса. Именно здесь будет построен «быстрый» реактор 4 поколения со свинцовым теплоносителем, отличительной особенностью которого является, так называемая, «естественная безопасность». Т.е. физические характеристики и конструкционные решения в самом реакторе, свинцовый теплоноситель, плотное нитридное топливо обеспечат функционирование данного реактора без использования активных средств аварийной защиты. (Ну, вы помните, эти графитовые стержни, которые опускаются в реактор «в случае чего» для прекращения реакции. Так вот этого - не будет!)
- Конечно, мы понимаем, - продолжает наш экскурсовод, - что ничего абсолютно безопасного не существует. Но, запас реактивности у реактора настолько низкий, что ни при какой ситуации разгона на мгновенных нейтронах не происходит, не происходит ядерного взрыва. Реактор настолько хорош, что мы забудем про аварии с неконтролируемым ростом мощности, потерей охлаждения, пожарами и взрывами с разрушением топлива и недопустимыми радиоактивными выбросами, опасными для жизни и ведущими к эвакуации населения и отчуждению территории! Подобных реакторов в мире еще не существует. Наш - будет первый!
- А если авария, и свинец застынет? - спрашивают журналисты.
- В реакторе Брест-ОД-300 свинец не застынет никогда, - парирует Андрей Георгиевич, - поскольку по технологии температура свинца в данном реакторе не опускается ниже 340 о С.
- А топливо, какое топливо планируете использовать? МОКС? - не унимаются представители СМИ.
- Здесь так же новое абсолютно топливо, не производится в мире пока никем. Это так называемое СНУП-топливо - смешанное нитридное уран-плутониевое, - с гордостью произносит ответчик.
Впрочем, реактор - это дело будущего. А пока посмотрим, что собой представляет ОДЭК в целом.
Энергокомплекс будет состоять из трёх модулей: завод по производству топлива, собственно реактор и завод по переработке топлива. Таким образом, здесь впервые в мире будет реализован замкнутый ядерный топливный цикл. Уникальность проекта ещё и в том, что и в строительстве, и в изготовлении технологического оборудования применяются только российские технологии, работают только российские производители. Даже электронная начинка для всех систем будет разработана в России.
- Строительство идет нормальными темпами, финансирование поступает в полном объеме, - утверждает руководитель проекта по созданию опытного реактора. Жестких сроков перед строителями никто не ставит, потому что все, что тут делается - делается впервые, и иногда требуются дополнительные исследования и проверки. Ориентировочно, пуск реактора намечен на 2024 год, а строить его начнут уже в следующем году. В настоящее время мы видим на площадке возводимые здания модуля фабрикации/рефабрикации (МФР). На схеме паспорта объекта они обозначены оранжевым цветом.
Вот тут А.Г. Николаев тычет пальчиком в административное здание, которое будет галереей соединено с большим, единым для всех модулей, санпропускником.
Говорят, что к зиме в здания МФР подведут тепло, чтобы можно было продолжать вести отделочные работы и монтировать оборудование. Которое, кстати, уже начинает поступать на СХК. (Вот да, буквально накануне поездки, в СМИ промелькнула информация об изготовлении и проведении предварительных испытаний комплекса карботермического синтеза нитридов (КТС) для «Прорыва» в Брянске. И, говорят, что он вот-вот прибудет в Северск)
Пока мы рассуждаем о перспективах строительства, на самой площадке практически не видно строителей, заметно только работающую технику - тракторы, грузовики и подъемные краны. Поэтому, у нас возникает естественный вопрос: а сколько же человек осуществляют строительно-монтажные работы? Оказывается, стройка не прекращается ни на минуту, работы ведутся круглосуточно в три смены, и каждые сутки на площадке трудятся более 600 человек. «В данный момент основная масса персонала приступила к работам внутри возводимых зданий, потому и не видно», - поясняет Андрей Георгиевич и предлагает уже поехать непосредственно к зданиям МФР. Соглашаемся и едем.
Надо сказать, что зарубежные страны проявляют к нашему проекту огромный интерес. Настолько огромный, что на все работы пришлось наложить гриф «Коммерческая тайна». Может быть, поэтому территория стройплощадки огорожена заборами в несколько рядов, въезд на площадку строительства строго ограничен, а фото и видеосъемка объектов посторонними лицами запрещена. Жаль, конечно, ибо люблю я пофотографировать что-нибудь этакое… Как, например, составные части огромных промышленных труб, лежащие на территории. Они такие огромные, что, кажется, мы смогли бы проехать на нашем микроавтобусе трубу насквозь. Что ж, будем использовать материалы пресс-службы СХК, любезно предоставленные уже на следующий день после посещения ОДЭК.
Делаем остановку у строящегося здания.
Краны, конечно, впечатляют. Особенно если учесть, что в этот день на площадке гулял нешуточный ветер. Плотный лес из арматуры зарождает в нас уверенность в прочности возводимых объектов.
Что собственно и подтверждает Андрей Георгиевич. «Посмотрите, какая надежная штука получается», - как бы говорит он всем своим видом.
Некоторых это так вдохновляет, что хочется летать (шутка).
И уж, конечно, всех тянет на коллективное фото. Когда еще вот так постоишь на площадке стройки века!
Окончание следует... (
http://tango70.livejournal.com/24839.html)
Начало можно прочитать тут:
http://tango70.livejournal.com/24404.html