Sep 12, 2010 02:02
Говорили с мамой по поводу школы (я в очередной раз пыталась получить помощь по педагогической, воспитательной части; на сей раз получила), по поводу психологических травм детей и можно ли с этим что-то сделать (по ТВ как раз шёл фильм «Охота на пиранью»), о том, что ребёнок выносит для себя в ощущениях некие впечатления от образа жизни и отношений в семье, а потом через их призму (даже будучи взрослым, не умея определить почему именно так и именно эти выводы он сделал, ибо деталей событий он не помнит - одни ощущения) рассматривает всю свою взрослую жизнь.
Я призналась, что у меня вновь проснулось желание в таких случаях кого-то спасать. Ну, естественно, мама сказала, что спасать против желания не выйдет. А я - что главная задача для начала в том и состоит: сделать так, чтобы человек этого захотел. Мама возразила, что если встречается одно и то же общее в разных и многих источниках, проходит красной нитью, значит это истина, и так её и надо воспринимать (мысль, уже понятая мною с 2003 года). А я ответила, что да, знаю: есть то, что нам приходится считать истиной, но у меня есть внутренние ощущения, что так быть не должно, а должно иначе, что это мне не нравится, и я всё сравниваю с этими ощущениями, полагая своё естество одним из критериев истинности. И рассказала, как, допустим, определяю это в словесности, в языке - красиво или некрасиво, в построении умозаключений - а точно ли это всё, что можно здесь сделать...
И тогда мама сказала мне элементарную, но очень важную вещь, до которой я почему-то не дошла сама. Словесное творчество, мой писательский, конструирующий, творческий взгляд - это одно. Язык создан человеком. Человек его может изменять, улучшать - это область совершенствования. (Отсюда я уже и сама поняла). А то, что создано не человеком - само человеческое существо, - он изменять не может, и это уже область истины, данности, её надо принять, ибо я ничего здесь улучшить не в силах.
И тут мне открылась причина всех моих проблем - в общении с людьми, в учёбе и работе, во взгляде на жизнь (что, в общем-то, одно и то же). Оказывается, я всего-то эстетически оцениваю всё вокруг и негармоничное (с моей человеческой позиции) стремлюсь улучшить, не отличаю то, что могу изменить, от того, что не могу. И пытаюсь воздействовать на структуры более сложные, чем я сама, и получаю фигу. Или получаю не то, что рассчитывала в результате своего воздействия получить (ибо не в состоянии такого уровня вещи полностью просчитать) - и огорчаюсь, и отстраняюсь, а не надо было отстраняться, ибо тут и не может быть идеала, достаточно смириться с тем, что есть, и со временем (а может и сразу) получишь значительно больше. А я вместо этого вижу: о! вот хорошие данные! здесь всё может развиться, как я хочу. Только надо чуть-чуть поработать и кое-что подправить. И бросаюсь грудью на амбразуру. А это «кое-что» - «всего лишь» сознательное атеистическое мировоззрение. Или из детства вынесенное негативное отношение к семье...
Смешиваю я реальность и слово.
Да, вначале было слово (оно же схема, чертёж, конструкция). Но не я его говорила.
общение,
творчество,
мама,
слово,
истина,
школа