1. "Сдаю во второй срок" (Ощущение такое! Понятно, что срок мне никто не назначал, а всё-таки...)
Давно обещала написать о впечатлениях от
книги. В последнее время всё как-то "заверте..." А раньше не могла себя заставить, потому что поняла, что не очень-то хорошо я её прочитала. :) Села записать обрывки мыслей - и увидела, что у меня есть вопросы, ответы на которые вполне могут быть где-то в тексте книги, в тех кусках, которые я пробегала "наискосок". :( А главный мой фейл вот в чём: Я НЕ ЗНАЛА, ЧТО ЭТА КНИГА - ДЛЯ ПОДРОСТКОВ! 8) Правда, не знала. То, что героиня - старшеклассница, стало полной неожиданностью. И не раз появлялось ощущение, что мысли и чувства Ады мне не близки, а сопереживание охватывало редко (я же в 2 раза её старше, да и в юности похожих проблем у меня не было). Но, может, это и хорошо: раз я - не целевая аудитория, то мне и не должно быть всё это близко, то есть - не обязано. :) И, несмотря на "неблизость", многое мне понравилось, так что всё-таки сейчас сяду и напишу.
2. Угадала - не угадала
По части интриги я, может быть, худший читатель, какого можно придумать: всегда специально стараюсь угадать, что кроется за показанными нам событиями, поэтому редко знаки пропускаю. Да ещё поднаторела в узнавании сюжетных ходов (и их инверсий заодно). Тем ценнее редкий неожиданный поворот :)
Прежде всего - я знала, что Охотник на деле окажется не таким уж врагом, и не злодеем - примерно со второго упоминания о нём. И я "всю дорогу" видела, что Лаура Аду ведёт, куда ЕЙ (Лауре) надо, и много важного умалчивает. Сразу поняла, что у Ады с Эйдом будет любовь, ну вот с первой их встречи (это же классика). Видела, что "Прочь из моей головы!" было адресовано не Аде... Но не была уверена, что Лауре. Я иногда сомневалась: может, и Лаура - ложный след (как Охотник), а это всё Марта подстроила? Или Лёка, хехе.
Тут моя "прозорливость" дала сбой (и замечательно!). Что Лёка из Четверых - я догадалась, когда она цветы несла. Но вот что Лёка = Марта - не увидела... (А один раз мне даже показалось, что персонал психушки - не просто люди, а какие-то "антивыдумщики", которые ненавидят всю эту идею и хотят уничтожить Марка, а с ним и Город... Вот уж не угадала так не угадала.)
Кстати, неверные догадки меня тут не раздражали так, как в "Коде да Винчи". Марика "водит читателя за нос" мягко и аккуратно, за что ей отдельное спасибо :)
3. Понравилось
В целом книга не то чтобы понравилась безоговорочно :) Но, как я уже упомянула - цепляет! Кроме того, я привыкла видеть в произведении не только реализованный, но и заложенный между строк потенциал, и второго в этой книге не меньше, чем первого!
Что точно очень понравилось, так это как неприязнь друг к другу здорово помогла Аде и Эйду учиться! "Я покажу ему! Я им всем покажу!" - очень действенный мотив, по себе знаю :) Да и опора на "негатив" хорошо вписывается в характер Лауры. "Эффективность важнее этичности".
Упрямое "незамечание" Адой того, что Замок рисовал Марк, и даже того, что танцы - её стихия - скорее понравилось, чем нет. Мы в жизни постоянно так делаем. Отмахиваемся от важного, не замечаем очевидное. Это вообще-то очень сложная задача: показать что-то глазами героя так, чтобы читатель это узнал (вспомнил, что раньше об этом уже упоминалось), а сам герой ПРАВДОПОДОБНО не узнал, не вспомнил. И мне нравится, что автор за это взялась! :) Может, тут не на 100% понятен "механизм явления", ну не стала Марика вдаваться в дебри психологии, все эти "вытеснения" и "блоки в памяти" - так это же не учебник всё-таки.
Про мать Ады - и понравилось, и не понравилось. Очень яркий персонаж, вызывает и неприязнь, и сочувствие сразу... Но больше неприязни. И остаётся неясным: а за что её Первый так полюбил? Почему ради неё от всего отказался? Или это как в "Рождён, чтобы бежать" у Чижа: "И может быть я - это дом и семья" - блаблабла - "с тоской огляделся и сломал себе ноги"? Бывает, спору нет, но тогда, получается, прочие Выдумщики были во многом правы, пытаясь его из этой семьи вытащить... Вот как раз пример потенциала между строк: серьёзная ведь проблема, "Позволять ли человеку оставаться в разрушающих его отношениях, если он сам решил в них остаться?" - внимание на ней не сконцентрировано, потому что решение никак не вписывалось в рамки этой истории, но упоминание есть, и можно в контексте книги об этом думать и спорить.
4. Непонятки (с извинениями)
Так, я смотрю, уже плавно перехожу к непонятным моментам. Сейчас перечитала некоторые пролистанные прежде отрывки, и всё-таки не на всё ответы нашла.
Например, кто всё-таки стёр память матери? Всё-таки Лаура - и не призналась, даже в своём "монологе злодея"? Верю, конечно, но однозначного ответа в книге, по-моему, нет. (Если я его прошляпила - искренне извиняюсь.) А вдруг и правда не она? Ведь забыла Аду не только мать, но и подруги матери, и вообще все - кроме Марты, конечно! Может, это Ада сама неосознанно сделала? Или "реальность заштопала дыры в себе", такой концепт тоже встречается...
Мотивы старших выдумщиков непонятны тоже. Особенно Марты-Лёки. Зачем притворяться, что знакомишься заново, "чтобы подружиться", если у тебя с человеком и так уже хорошие дружеские отношения? Чтобы не пришлось объясняться, почему раньше ничего не рассказывала? Но объясняться же всё равно пришлось, так в чём выгода? Или это решение было принято в детском облике? И ни разу не было возможности обдумать его в более взрослом? Непонятно.
И где Марк пропадал на протяжении третьего месяца? Неужели в Замке? И тот момент из сна, когда Ада решила, будто Мрак знал, что отец уйдёт - он правда знал? Или она ошиблась, ведь он выглядел удивлённым и грустным тогда? (Могу предположить - знал, что он собирается уйти, но надеялся, что не уйдёт... Опять же, однозначного ответа не помню.) Может, Аде стоило поговорить с братом, после стольких лет его молчания, прежде чем ломиться в Замок без оглядки? (Если бы был сиквел, они могли бы опять говорить в снах, но только чур Ада бы придавала этим снам должное значение на этот раз!)
5. Сиквел и вбоквел
Но я поняла, что сиквела не будет, а будет как бы "вбоквел" - про Лауру. Тоже хорошо. Она интересная.
Что мне хотелось бы там увидеть? Развитие идеи о том, что "выдумывать" способны все люди, просто не верят в это (помню, было сказано что-то такое). Иначе выходит ещё одна сказка про "избранных", "иных", и "не таких", которая может вместо вдохновения натолкнуть на мысли вроде "Куда уж мне, это они - Выдумщики, а я - посредственность"...
6. Нетрадиционные отношения (несерьёзно, но всё-таки немножко серьёзно)
Зато стало понятно, почему на той встрече с читателями никто не предложил романтических отношений для Эйда и Марка, хехе. :) Я их тоже не очень-то вижу, разве что в будущем (и в параллельной Вселенной).
Но зато в книге есть вероятность просто классического "пейринга второго плана", и это - Первый и Охотник, разумеется! Просто классика жанра! :) Но лично мне он здесь не очень нравится, потому что ничего не добавляет к истории. А, наоборот, что-то важное отнимает. Появляется такой неприятный собственнический подтекст "Ты предал меня" в Охотниковом "Ты предал Город", Идею Города. Слишком плоско становится, слишком личная претензия, шкурный такой мотив. Хотя, если этого избежать - душераздирающая история бы вышла, да... :)
В общем, что я хочу сказать? Спасибо за путешествие, Марика, и, конечно, пишите ещё! А я зато теперь буду лучше понимать отсылки к книге в давних постах о писательстве, а их я хочу прочитать просто все! До встречи в комментариях к ним! :)