Лотос - самый любимый цветок в Индии.
Тримурти - триединое божество, триада, объединяющая трёх главных божеств индуистского пантеона (Брахму-Создателя, Вишну-Хранителя и Шиву-Разрушителя) в единое целое, представляющее собой духовное начало - Брахмана. Там Вишну держит в одной из четырёх рук лотос. И из пупка у него растёт лотос, на котором сидит или из которого даже родился Брахма.
Жена Вишну, Лакшми, таскает в одной из четырёх рук лотос. И вообще Лакшми явилась из вод моря на цветке лотоса. Супруги Вишну и Лакшми изображаются с цветками лотоса.
И сколько-то раз в разных текстах и кино по эпосу индийскому говорится, что лотос хотя и вырос из всякой пакости, однако же он прекрасный цветок.
Путешественники из Европы и России сколько-то лет уже разрываются на две части: они то восхищаются яркими индийскими одеждами и необычными храмами, философией, религией и прочей индийской красотой и индивидуальностью, то воют, что сам народ Индии и, особенно, бедные, живут в антисанитарных условиях. Да взять хотя бы коров, слоняющихся по улицам и кхм… да. И быков, посвящённых Шиве, которые тоже слоняются по улицам и, защищённые особым клеймом, жрут всякую пакость и помогают разводить бесхозных коров. А навоз, смешанный с соломой подбирают, сляпывают в лепёшки, шмякают об стену - и потом подсушенным им печки растапливают. Ага, а потом на этих печках еду готовят. И сколько-то веков подряд уже.
Да, собственно, известный герой из индийского эпоса - Карна - сын бога солнца Сурьи и царевны Кунти, внебрачный, первенец, зачатый случайно…
Ну, служила Кунти почтенному брахману, служила и училась мудрости сколько-то лет, а тот, польщённый, потом тайком ей мантру особую сказал, которой можно вызвать любого бога и заставить снабдить вызвавшую сыном. А женское любопытство, оно… такое… Кунти ещё замужем не была, но на всякий раз разок мантру зачитала, чтоб проверить, действует ли оно?.. И имя бога солнца туда добавила. И бог взял и явился. Она, конечно, умоляла её простить за наглость, просила пощадить, ведь она ещё не замужем, воспитывалась у приёмного отца, известного своею хорошей репутацией, взрастившего её ради просьбы друга. И как бы… в древней Индии невесте надлежало быть невинной. Но бог был непреклонен: раз уж вызвали одарить сыном - возьми-ка, милая, сына. А что с ним делать - твоё дело. Хотя невинность там как-то сохранилась, а младенец был выдан уже готовый прямо в руки ошалевшей девушки.
И вот, нервы её не выдержали. И потому мальчонка несчастный был положен в корзину, окружён свежими цветами лотосов и пущен так по реке, дабы никто о позоре царевны не узнал. Доплыл по реке малыш к чужой семье. К бездетной семье из низшей касты. К колесничему великого Бхишмы. Рос как слуга, а потом заупрямился, выучился стрелять из лука, встретил своих младших братьев, сыновей Кунти и второй жены её мужа - и повадился с ними ругаться и состязаться. Вырос великий воин. Смелый, мудрый, герой настоящий. Красавец:) Но низшие его осуждали, воины его осуждали, братья не знавшие об их родстве смеялись над ним всю его жизнь. Мол, жалкий сын слуги дерзнул взять лук и, более того, рвётся сражаться как воин и даже рвётся состязаться с царскими детьми!
Все яркие моменты его жизни снабжены символизмом с цветками лотоса. Он плыл в корзинке с лотосами, он устроил Кунти, едущей к жениху, дождь из лотосов, он поднёс матери при встрече цветок лотоса, который был жестоко раздавлен ногою одного из младших её сыновей. И вообще, Карна - как цветок лотоса. Вырос в нищете. Поднялся высоко - даже царём одного из царств успел побывать. Хотя и вырос в грязи. Грязь не сможет помешать лотосу вырасти, потому что лотос - это прекрасный лотос. Сам по себе цветок восхитительный.
Да, собственно...
Люди стирают в Ганге, омываются там, скидывают останки после погребального костра. Антисанитария. Но! Ганга при этом священная река и воды её священные. Да, грязь есть, но грязь это грязь. А Ганга - река священная. Почему столько грязи смывают в Гангу, но считают её и воды её чистыми и священными?
Это старая и интересная история.
Чтобы вы смогли узнать её кратко и быстро, процитирую объяснение из романа
Елены Свительской «Три мужа для Кизи»:
«Совсем ещё маленький мальчик спросил отца, потеребив за ногу:
- Если Ганга - священная, почему мы стираем одежду в ней? Почему смываем свою грязь в ней, совершая омовение? Почему туда бросаем пепел и всё, что осталось от умёрших?
Отец строго посмотрел на него, но сын не унимался:
- Почему мы воду из неё пьём? Там же вода грязная!
Родитель серьёзно ответил:
- Ганга - река чистая. А грязь - грязная.
К ним подошёл отец старосты, видимо, далеко не отошёл и, услышав о внезапной смерти в родной деревне, счёл своим долгом вернуться и проводить нашего отца. Мы с Ишой поднялись и кинулись к нему, поклониться и коснуться его стоп - и он принял нас. Сначала моей головы коснулся своей правой ладонью, потом - сестры:
- Пусть боги даруют вашим будущим мужьям здоровье и долгую жизнь!
И к любопытному мальчику повернулся:
- Видишь ли, когда-то дэви Ганга очень старалась выполнить просьбу жены Шивы, но не сумела. Не сберегла её дитя. И то пострадало из-за злобного асура. Тот демон много аскез совершил, чтобы Шива даровал ему благодать. А когда Махадев явился к нему, поблагодарил за верное служение и спросил, какой дар он хочет получить, то тот асур упросил великого бога даровать ему, ничтожному, благодать умереть только от руки сына Шивы и его жены. И Махадев, милостиво улыбнувшись, благословил его, что умрёт только от руки сына господа Шивы. С тех пор тот асур много зла совершил, ибо никто не мог его убить, а он уже более никого не боялся. Никого, кроме сына Шивы и дэви Парвати. Впрочем, злобный демон следил за делами великого бога и всеми силами старался убить его ребёнка, пока тот ещё будет маленьким. И гнусное дело совершил, навредив своему врагу. От гнева и боли дэви Парвати обратилась в Махакали - и покарала того, кто украл ребёнка у богини Ганги. А богиню Гангу и Агни дэва, который тоже пытался уберечь ребёнка, но не сумел, передал Ганге, прокляла. Дэви Гангу прокляла, что отныне в ней будут стирать одежду и грязь с тела в неё смывать, да ещё и сбрасывать в неё останки умёрших. А бога огня прокляла, что теперь никто из людей не сможет до него прикоснуться из-за его нестерпимого жара. А ещё прокляла Агни дэва, что впредь в огне будут сжигать умёрших.
- Но почтенный старец! - возмутилось неуёмное дитя, - Так то ж выходит, что дэви Парвати прокляла дэви Гангу! Почему после этого Гангу считают священной?
- А потому, любознательное дитя, что проклятие бога может стать для прогневавшего его благословением.
- Это как? - мальчик растерянно захлопал ресницами, - Это же проклятие! А боги, если уж проклинают, то по страшному.
И взрослые все повернулись к нам уже все, кто прежде не обернулся, прислушиваясь к речам мудреца.
- Видишь ли, мальчик, - степенно ответил отшельник, - Проклятия богов приносят проклятым страдания. Но душа того, кто проходит через страдания, очищается. Страдания для наших душ - как огонь для тела умёршего. Человек, который страдает, может начать усиленно молиться и совершать очищающие аскезы, милостыню раздавать брахманам и нищим. Так он даже может вступить на путь к просветлению. Нет ничего лучше, чем стать благочестивым и достичь просветления! Потому, таким образом, проклятия богов могут привести проклятого на путь добродетели.
- Но что же Ганга? - не отставал ребёнок, - В чём его благословение, о мудрец? Ведь в неё сбрасывают останки умёрших! И смывают свою грязь в её водах!
- Так ведь в воде священной Ганги люди смывают не только телесную грязь, - улыбнулся отшельник, - В водах матери Ганги люди смывают и грехи со своих душ! А потому, прокляв так дэви Гангу, великая Кали даровала ей великую возможность: помогать многим-многим людям очищаться от грехов.
- Ааа… - серьёзно протянул любознательный ребёнок, - Тогда, выходит, что Махакали так же и благословила богиню Гангу.
Седовласый мужчина повернулся уже ко мне и Ише, добавил уже для нас:
- Задача нашей жизни - очистить наши души от грязи. И уже чистыми встретить свою смерть. Огонь очищает нас, сжигая тела. Огонь завершает процесс очищения, даже если человек не сумел как следует очиститься при жизни, - чуть помолчав, строго взглянул уже на меня, - Разумеется, что собранные нами проклятья и благословения идут с нашими душами из жизни в жизнь, покуда не исполнятся. Потому не надейтесь на священный огонь. Следите сами за чистотой ваших тел и душ»
А всё, кому интересны индийские эпос и мифология могут узнать о них и об индийском мировоззрении намного подробнее из приключенческо-философского индийского фэнтези - сериалов «Махабхарата» (2013 года) и «Махакали. Конец - это начало».